в две иерархические цепочки: по одной они обращаются в вышестоящие инстанции по вопросам найма, обучения и карьеры, по другой - решают с руководителями проекта вопросы, связанные с выполнением конкретных функций сотрудника, работающего в собранной для выполнения определенной задачи группе.

В Кремниевой Долине управление компаниями довольно часто строится по матричной схеме. Персонал группы по выпуску продукта составляет один из столбцов матрицы, строками которой являются сотрудники функциональных подразделений - инженерно-технического, маркетинга, продаж и сервисной поддержки. Обычно в качестве элементов строк и столбцов матрицы управления выступают работники одной корпорации. Однако благодаря Internet элементами матрицы все чаще становятся отдельные компании и специалисты, привлекаемые к работе на определенный срок. В наши дни матричные структуры создаются на короткое время. Их элементы составляют столбцы, называемые виртуальными корпорациями. По пути из Диснейленда на север, в компанию Universal Studios, о виртуальных корпорациях я не думал. В Universal мне предстояло провести беседу с сотрудниками Спилберга из студии Amblin Entertainment о роли компьютерных сетей, и я волновался в ожидании этой встречи. Следуя карте, которую мне вручили охранники компании, я миновал указатель "Dream Works", обогнул несколько громадных студий звукозаписи и оказался у здания Amblin.

Меня принял Сэм Густман, директор по информационным технологиям компании Sega GameWorks (http://www.gameworks.com) и одновременно руководитель Фонда визуальных историй лиц, переживших холокост (VHF, http://www.vhf.org). Расположившись на стуле, на котором, по моему убеждению, некогда сидел сам Спилберг, я расспрашивал Густмана о Universal Studios, Спилберге, "Парке юрского периода", о студиях DreamWorks, GameWorks и фонде VHF. Объяснения свои он строил, опираясь на структуру матричной организации.

Суть его рассказа сводилась к следующему. Голливуд состоит из 12 крупных строк - ведущих кинокомпаний, в том числе Universal, и тысяч мелких строк - всех тех киноактеров, которых награждают причудливыми именами толпы поклонников. Столбцами голливудской матрицы являются производственные компании, которые на время съемок фильма "извлекают" из строк колоссальные ресурсы и их координируют.

"Парк юрского периода" был поставлен Спилбергом в Universal Studios. DreamWorks - новая киностудия, в которой Спилберг является компаньоном. Amblin занимается производством фильмов. GameWorks еще одна киностудия, не входящая в состав Universal. Сам Спилберг может работать в любой из этих компаний - там, где захочет. Вот редкостный пример реальной чисто матричной организации.

Как считает Густман, в будущем, чтобы быстрее собрать производственную группу и упростить процесс постановки, Голливуд будет использовать высокопроизводительные компьютерные сети. Кроме того, сети, на его взгляд, смогут применяться для распространения продукции Голливуда. Но, по мнению Густмана, в обозримом будущем Internet для этих целей пригодна не будет.

В 1994 году после постановки "Списка Шиндлера" Спилберг организовал VHF - существующий на пожертвования фонд, в задачи которого входит запись на видеопленку интервью с лицами, пережившими холокост, и занесение этих видеофрагментов в мультимедийную базу данных.

Масштаб данного проекта поражает воображение. На сегодняшний день записаны двухчасовые интервью с 35 тыс. жертв холокоста. По системе доставки посылок United Parcel Service интервью со всех концов мира пересылаются в Голливуд, там они оцифровываются, сжимаются (в стандарте MPEG-1) и помещаются в хранилище емкостью 150 Тбайт. Для создания визуальной истории холокоста Густман располагает 100 млн. долл., но, чтобы сотрудники VHF смогли взять интервью у каждого из 350 тыс. оставшихся в живых, Густман хотел бы иметь большую сумму. Нынешний возраст свидетелей - от 63 до 100 лет, так что ко всему прочему приходится вести гонку со временем.

Густман надеется в будущем осуществить другие проекты баз данных визуальных историй с возможностями полностью интерактивного доступа из любого места земного шара - но не из Internet, по крайней мере в обозримом будущем. По словам Густмана, он не может распространять визуальные истории, отвечающие стандартам Спилберга, не защитив их должным образом от несанкционированного использования.

Так что если Internet вскоре не станет достаточно скоростной, надежной, безопасной, масштабируемой и дешевой (таковы требования VHF), то Спилберг, Густман и их друзья, возможно, пополнят свою матрицу еще одной виртуальной корпорацией, организованной в целях создания собственной сети Голливуда - тиранозавра по отношению к бронтозавру Internet.


Боб Меткалф известен как изобретатель Ethernet (1973) и основатель корпорации 3Com (1979). Адрес его электронной почты: metcalfe@infoworld.com.