Photo
Джон Амейн, директор продаж компании Dialogic по Европе, Ближнему Востоку и Африке: "Россия на втором месте в регионе"
Компьютерная телефония в России перестает быть экзотической технологией и находит себе широкое практическое применение. Большое количество офисных приложений и вызывающая (прямо-таки бьющий через край) интерес Internet-телефония все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Именно к такому выводу пришли участники состоявшейся 16-17 сентября в Москве Второй Международной конференции "Компьютерная телефония. Технологии, приложения, перспективы", организованной компанией CompTek International. В конференции приняли участие около 150 человек из 25 городов России и ближнего зарубежья, представлявшие разработчиков приложений для компьютерной телефонии, телекоммуникационные компании, а также крупные компании, которым приходится иметь дело с большим количеством входящих и исходящих звонков. На конференции присутствовали и сотрудники американской компании Dialogic Corporation, одного из крупнейших в мире производителей аппаратных средств для открытых систем компьютерной телефонии. Предыдущая конференция состоялась примерно полтора года назад, и тогда на нее собрались представители около полутора десятков компаний - почти исключительно разработчики приложений.

Открывая конференцию, генеральный директор CompTek International Аркадий Волож констатировал, что компьютерная телефония в России, успешно миновавшая "лабораторную" стадию развития, в настоящее время представляет интерес для серьезных организаций. Примеров тому в ходе конференции приводилось немало.

По словам Воложа, в настоящее время объем продаж аппаратных средств компьютерной телефонии увеличивается на 20-30% в квартал; в настоящее время Россия занимает второе место в регионе (Европа, Ближний Восток, Африка) по темпам роста продаж изделий Dialogic Corporation после ЮАР, где этот показатель составляет 150% в год против наших 135%. Рынок аппаратных средств компьютерной телефонии претерпевает и качественные изменения: во-первых, растет доля аппаратных средств класса high-density (сюда относятся платы расширения для ПК, одновременно обслуживающие 16 и более телефонных каналов), что свидетельствует об увеличении доли рынка профессиональных приложений; во-вторых, увеличивается доля продаж, приходящаяся на российские регионы. К сожалению, Волож не привел числовых данных.

Выступившие на конференции Джон Амейн, директор продаж Dialogic Corporation по Европе, Ближнему Востоку и Африке, и Аксель Филипс, инженер по экспорту, отметили важность российского рынка для будущего развития компании. По словам Филипса, общий объем мирового рынка компьютерной телефонии в 1996 году составил 6 млрд. долл.; ожидается, что к 2000 году эта цифра удвоится. Филипс также подчеркнул, что если раньше подавляющую долю рынка составляли закрытые системы на базе крупных PBX, то в настоящее время 75% общего числа поставленных портов приходится на открытые системы, причем доля последних неуклонно возрастает.

Используемые в настоящее время в России приложения компьютерной телефонии, по словам Воложа, можно разделить на несколько групп. Это информационно-справочные системы, системы автоматизации офисной телефонии, безопасности, коммутационные системы и ряд других. Особняком среди прочих стоит Internet-телефония. Основное внимание участники конференции уделили именно обмену опытом разработки и использования приложений.

В частности, генеральный директор компании "Светец" Сергей Крестьянинов рассказал о современных системах компьютерной телефонии для банков и финансовых компаний. Разработанная его компанией система может выдавать звонящему в банк абоненту информацию общего (о банке в целом) и индивидуального (о состоянии счета данного клиента) доступа, а также обеспечивать управление счетом по телефону без участия оператора. По словам Крестьянинова, в данном случае реализуются все возможности системы "Клиент-банк" с использованием телефона вместо компьютера с модемом. Подобные системы установлены в Промстройбанке, Московском муниципальном банке, "Элексбанке", Технобанке и ряде банков в крупных региональных центрах России.

Виктор Ерышев, заместитель коммерческого директора телекомпании "Космос-ТВ", рассказал об опыте использования системы электронного офиса, разработанной компанией "Артикс-Лайн". Первоначально решение об использовании автоматизированной системы для приема входящих звонков было связано с резким ростом нагрузки на сотрудников "Космос-ТВ" в связи с началом рекламной кампании. Система давала абонентам общую информацию о компании и информацию о программах. Далее к функциям системы были добавлены автоматическая отправка счета по факсу, поддержка ремонтной службы (прием заявок, инструкции по элементарным ремонтным операциям для клиентов, почтовые ящики для монтажников), а также система оповещения для напоминания о задолженностях.

Оживленную дискуссию вызвало сообщение о совместном проекте компаний ММТ (Московский междугородный и международный телефон) и "Светец" по использованию систем компьютерной телефонии для работы с дебетными телефонными карточками. Речь идет, по существу, об автоматизации давно известной системы талонов на междугородные телефонные переговоры. Уплатив определенную сумму ММТ, абонент приобретает карточку с записанным на ней индивидуальным кодом (речь идет не о магнитной и тем более не о смарт-карте, а об обыкновенном куске картона; больше всего карточка напоминает билет мгновенной лотереи - клиент удаляет защитный слой и читает свой код) и получает возможность выходить на междугородную связь с любого телефона. Для этого надо просто соединиться с указанным на карточке номером телефона и донабрать личный код и номер телефона. Донабор осуществляется в тоновом режиме или при помощи бипера; абонент, не имеющий такой возможности, получает соединение с оператором. В настоящее время в эксплуатации находится пилотный проект на сто каналов, которые обслуживаются четырьмя операторами. Компания ММТ заявила, что предполагает существенное расширение системы.

О приложениях говорилось очень много, однако настоящим "гвоздем программы" стала Internet-телефония, которую часто путают с компьютерной телефонией вообще, что, конечно, неправильно. Internet-телефония - это одно из приложений компьютерной телефонии, позволяющее использовать Internet для передачи голосового трафика в ходе междугородных телефонных переговоров; ясно, что это ведет к значительному снижению стоимости. Средства передачи голосового трафика между компьютерами существуют уже довольно давно, однако в конце прошлого года появился продукт Telephony Gateway израильской компании VocalTec, представляющий собой шлюз между телефонной сетью и Internet, который позволяет соединять через Internet обыкновенные телефонные аппараты. Ясно, что для этого надо развернуть сеть телефонных шлюзов; за относительно короткий период, прошедший с момента появления технологии, во всем мире появилось около десяти таких сетей. В России операторов таких сетей два: АМТ Link, работающий в основном с международным трафиком (шлюзы стоят в Москве, США, Канаде, Германии, Италии, Чехии, Словакии, Эквадоре), и Tario Trading, действующий на внутреннем рынке (который в наших условиях, когда звонок, скажем, из Мурманска в Москву стоит 36 тыс. руб. в минуту, может оказаться даже перспективнее, чем международный). Как указал Валерий Костюнин, технический директор Tario Trading, одна минута разговора через Internet с заграницей может стоить около 50 центов, а по России - 20 центов. В ближайшее время АМТ Link и Tario Trading планируют объединить свои сети.

Присутствовавшие в зале представители телекоммуникационных компании (в частности, "РосТелеком" и ММТ) отреагировали на это сообщение на удивление спокойно, а начальник отдела Кемеровской ГТС Александр Кудрявцев даже предположил, что телефонные службы местных телекоммуникационных компаний способны сами осуществлять коммерческую эксплуатацию этой технологии. Впрочем, на внутрироссийском рынке развитие Internet-телефонии невозможно без появления хороших каналов передачи данных.

Вопрос о взаимоотношениях телефонных компаний и Internet-телефонии в США некоторое время назад был решен Федеральной комиссией по телекоммуникациям (FCC), которая сочла себя не вправе ограничивать развитие новой технологии. По словам Воложа, в качестве основного инициатора "закрытия" Internet-телефонии в США выступали средние телефонные компании, крупные же провайдеры эту инициативу поддержали. В частности, AT&T уже предоставляет такую услугу.

Весьма серьезная проблема Internet-телефонии связана с качеством передачи звука. Все операторы сетей согласны с тем, что для бизнес-приложений (например, переговоров с клиентами) эта технология не годится, и позиционируют себя в первую очередь на рынке услуг для частных лиц. В настоящее время задержки в разговоре из-за передачи по IP-сети могут составлять от 1000 до 1500 мс (в отдельных случаях, когда в IP-сети используются спутниковые каналы, даже до 5000 мс), в то время как в телефонии приемлемыми считаются задержки до 300 мс. Высказывалась надежда, что с повсеместным внедрением протокола резервирования ресурсов RSVP качество переговоров удастся повысить (сам телефонный шлюз все необходимые биты в заголовках пакетов устанавливает), однако в России этот протокол пока не получил широкого распространения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями