Недавно в одном университете я читал лекцию о передовых науках и технологиях. Я говорил о том, насколько важно записывать информацию для эффективного ее усвоения.

Рассказывая о способах записи на пластиковой доске, я вдруг заметил, что аудитория пребывает в некотором замешательстве. Прервав свою речь, я спросил: "В чем дело?"

Оказалось, будущие инженеры не знают, что такое пластиковая доска. Обычная доска и мел - да, но пластиковая - подобные передовые технологии еще не дошли до университетов.

Я помню, как ругали персональные компьютеры, потому что, как говорили скептики, клавиатуры - это для секретарш. Ругали мыши, потому что "никто не захочет ими пользоваться, когда есть клавиши управления курсором". Ругали локальные сети, потому что можно было обойтись дискетами.

Теперь же все уверены, что традиционные методы обучения в школах и университетах незыблемы, потому что непосредственное общение с преподавателем, пишущим что-то на доске мелом - лучше этого ничего быть не может.

Внимание, внимание! В апреле 1995 года Леон Навикас основал и возглавил Centra Software. Недавно Навикас возглавил разработку Notes в Lotus. Centra - одна из многих компаний, внедряющих Web-технологии в сферу образования.

Конечно, Навикас не ставит перед собой цель заставить преподавателей общественных школ изменить методику работы. Centra решила начать с корпоративного рынка, где конкуренция заставляет присматриваться к новшествам.

Закостенелые методы традиционного образования заставляют корпорации тратить большие средства на обучение своих служащих. По прогнозу Навикаса, в новом тысячелетии расходы компаний на образование достигнут 100 млрд. долл. К тому времени объем использования технологий удвоится, а стоимость информационного наполнения Web составит 10 млрд. долл.

По утверждению Навикаса, Symposium, программный продукт компании Centra (сервер стоимостью 35 тыс. долл., обслуживающий одновременно до 50 пользователей), даст сто очков вперед любому ПО для проведения встреч и даже классным комнатам, напичканным умным оборудованием.

Во-первых, Symposium укладывается в модель вычислительной среды предприятия - он способен взаимодействовать с базами данных SAP, например.

Во-вторых, в Symposium входит расширяемый набор "форм обучения" (так их называют преподаватели), в частности - обучение в темпе, определяемом студентами; интерактивные классные комнаты реального времени; асинхронное обучение и совместная работа; "белая доска"; "экспедиции" в Web; разделение обязанностей по заданию и распределенные аудиоконференции.

В-третьих, Symposium полностью основан на Web. Для работы с продуктом в качестве пользователя необходим лишь небольшой Java-клиент, который можно загрузить бесплатно.

Навикас продемонстрировал работу с Symposium из моего бостонского дома по модему на 33,6 Кбит/с (подключенного к каналу NYNEX на 20 Кбит/с). Он убедил меня, что интерактивные классные комнаты в самом деле лучше обычных, даже хорошо оборудованных.

Symposium дает возможность лектору видеть, "успевают" ли за ним студенты. Во время лекции учащиеся могут попросить говорить помедленнее или побыстрее, нажимая на клавиши поверх изображения лектора или слайдов. Преподаватель в любой момент может оценить общую успеваемость класса.

Студенты проходят тесты по каждой теме, результаты которых подсчитываются в реальном времени. На их основании преподаватель определяет, переходить ли к новой теме или подождать. Домашние задания и оценки посылаются по Internet. Студенты отвечают на вопросы перед всем классом с помощью встроенной в Symposium системы проведения распределенных аудиоконференций. Точно так же они могут переговариваться друг с другом. Вскоре появится и поддержка видео.

Прежде чем тратить деньги на средневековые методы обучения, подумайте, не установить ли вам сервер Symposium и открыть свой университет в Internet?

Навикас сообщил, что вторая версия Symposium выйдет в октябре; примерно в это же время он надеется получить очередную дозу инвестиций в Centra - около 10 млн. долл. По прогнозу Навикаса, в 1997 году оборот Centra составит 1 млн. долл., а к новому тысячелетию достигнет 50 млн. (см. http://www.centra.com).

Я предложил Навикасу ввести переходную форму обучения: в Symposium нет классной доски, цвет мела для которой выбирался бы из меню.

Основной областью деятельности Centra и множества ее конкурентов еще довольно долго будут оставаться обучающие структуры на предприятиях. Но в конце концов они доберутся и до традиционных школ и университетов.


Боб Меткалф изобрел Ethernet в 1973 году и основал 3Com в 1979-м. Ему можно написать по адресу metcalfe@infoworld.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями