Ведь, казалось бы, им, как никому больше, уготована участь стать нормальными космополитами, людьми без национальности. Ан нет! Все происходит с точностью до наоборот. Люди, впитавшие в себя большой положительный опыт западной бизнес-культуры, погруженные в корпоративную среду транснациональных корпораций, пропагандируют патриотизм.

И речь тут вовсе не о тех, кто не прижился. Отнюдь. Трудно назвать неудачниками самых высокооплачиваемых на нашем рынке русских менеджеров. Равно как трудно назвать их патриотизм квасным или бородатым.

Итак, хочется обратить внимание тех, кому еще предстоит стать настоящим патриотом, на существенные, с точки зрения рекрутера компьютерного рынка, моменты при приеме на работу. Для начала условимся, что под термином "инофирмы" будем рассматривать только солидные организации из развитых государств. Ибо инофирмы, основанные "новыми иностранцами" - бывшими соотечественниками, равно как и компании стран третьего мира или бывших союзников по социалистическому лагерю, нуждаются в отдельном описании.

Самое банальное, о чем, однако, не вспомнить нельзя, это, разумеется, владение языком межнационального общения (английским). Конечно, по-разному бывает. Изредка пишут "желательно знание немецкого" (угадайте, где?). Да и требуемый уровень владения языком может быть различным. Более того - в последнее время отчетливо наблюдается тенденция снижения критериев, определяющих этот самый уровень. Разумеется, до Pidgin English никто не опускается, поэтому вам не помешает иметь в запасе два рассказика на соответствующем языке. Один про вас и вашу семью. Второй - про вашу трудовую деятельность. Помните бессмертную Лену Стогову - героиню английского учебника под ред. Старкова? Вот там есть такие тексты (топики) - "My family", "My school" и т. д.

Во-вторых, следует иметь в виду, что под одной торговой маркой на территории России может работать несколько разных компаний. Путаницу, в которой разобраться кандидату на вакантную должность порой бывает очень непросто, создают некоторые крупные транснациональные концерны. Например, существует компания Pan American (название взято "с потолка"). Но на территории Российской Федерации ее интересы представляют три юридических лица с очень похожими названиями (Pan American AS, "Пан Американ Раша" и Pan American Russia Gmbh), одно из которых, к примеру, подотчетно американской штаб-квартире, а два других - европейской. Одно из этих юридических лиц выполняет функции представительства, другое занимается производством, а третье - лизингом, арендой и ремонтом. Но для нас важнее всего в данном случае то, что у каждой из этих трех компаний может быть собственная, независимая кадровая политика. Поэтому очень часто имеет смысл отправлять свое CV по трем адресам, а для этого необходимо выяснить структуру интересующей вас корпорации. Ибо, если вы не приглянулись в одной из трех компаний - это совсем не означает, что Pan American на территории РФ не требуются специалисты вашей квалификации. В двух других могут просто не узнать о вашем существовании, равно как вы не узнаете о них.

В-третьих, приготовьтесь к многоэтапному прохождению собеседований. До пяти бесед с различными менеджерами (кстати, "детьми разных народов") - это нормально. Как правило, первая встреча проходит с кадровиком (обычно это соотечественник), который чаще всего понятия не имеет ни о должностных обязанностях, ни о специфике вашей работы. Что характерно, с миром современных компьютерных и коммуникационных технологий данный сотрудник также обычно не дружит. Но ему (или ей) обязательно нужно понравиться, ибо, в противном случае, вы не будете допущены до лиц, реально принимающих решения. Даже если первая-вторая-третья встреча прошли гладко, не расслабляйтесь, так как вам могут и не сказать, кто же поставит утвердительную точку в вашем деле.

В-четвертых, если говорить о ваших личных качествах, то в инофирмах ценят, а потому пытаются разглядеть в кандидатах на вакантные позиции очень странные вещи. Непросто объяснить, что такое харизма или драйв. Вот и демонстрируйте им свою энергичность, перспективность, коммуникабельность и инициативность. И еще - дружелюбие и открытость. Особенно перед работодателем в американском исполнении. Не забывайте про пресловутый "keep smiling", как это ни печально. Решающим фактором при приеме на работу Дмитрия Журжина в крупную американскую корпорацию посчитали его "friendliness". Из множества квалифицированных специалистов американский менеджер выбрал человека с "наиболее дружественным интерфейсом". Впрочем, это характерно и для других иностранцев. Один немецкий менеджер не так давно сетовал на слишком мрачные, по его мнению, лица русских людей. Вот ведь!

В-пятых, это волшебное для неассимилированного иностранца понятие "рекомендация от соотечественника". Разумеется, его соотечественника, т. е. работодателя. Особенно хорошо действует на маленьких дальневосточных людей - японцев и корейцев, а также французов. По этому пункту можете использовать любые ваши зацепки за страну происхождения вашего потенциального работодателя, даже личные. Если, конечно, они имеются.

В-шестых, не впадайте в расхожее заблуждение, что если компания американская, значит по умолчанию очень демократичная. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: от джинсов и пресловутых ног на столе до панибратства. Ничего подобного. Конечно, если сравнивать, например, с немцами или с китайцами, то так оно и будет. Но не больше. Строгий "офисный" внешний вид обязателен, равно как и соответствующий стиль поведения.

Инофирменных успехов вам, дорогие читатели! Чи-и-из!


Электронный адрес для переписки тот же - enter@osp.ru. Для личной встречи приглашаю на семинар "Карьера в области информационных технологий", который состоится 24 сентября в 15:30 в Конференц-зале выставки Windows Expo-97.