40 лет назад компания The Walt Disney покорила сердца миллионов детишек, показав им невиданное по тем временам зрелище, которое транслировалось по телевидению, считавшемуся тогда самым передовым средством информации.

Ныне же она стремится увлечь любителей мультиков новым средством информации наших дней - Internet.

Эта гигантская корпорация с годовым оборотом 18,7 млрд. долл. на своем Web-узле Daily Blast нарушает два основополагающих правила интерактивной коммерции на потребительском рынке: первое - потребители не должны платить за электронные зрелища; второе - компаниям необходимо создавать простые узлы, доступ к которым возможен с компьютеров, располагающим только простейшим набором аппаратных и программных средств, иначе не удастся привлечь самую широкую аудиторию.

Компания взимает абонентскую плату в размере 4,95 долл. в месяц. Чтобы просматривать содержимое узла, потребителям необходим ПК класса Pentium или выше, функционирующий под управлением Windows 95, и 28,8-килобитный модем. В сентябре планируется открыть версию узла, рассчитанную на компьютеры Macintosh, но к ним будут предъявляться такие же высокие требования. Кроме того, компьютер должен быть оснащен мультимедийной платой расширения с памятью более 2 Мбайт.

Некоторые аналитики считают такую стратегию рискованной. Несмотря на значительные объемы продаж мультимедийных систем высшего класса, наблюдающиеся в последнее время, многие потребители все еще обращаются в Internet с 486-х систем и модемов на 14,4 Кбит/с через интерактивные службы, такие как America OnLine и Compuserve.

Компания, по словам Ричарда Волперта, исполнительного вице-президента отделения Disney Online, сделала свой выбор. Она ориентируется на сравнительно небольшой (3-4 млн. человек), но достаточно передовой и технически хорошо оснащенный слой пользователей, которые обычно располагают собственным источником доходов и не стеснены в средствах.

Узел Daily Blast обслуживает в оперативном режиме детей в возрасте до 12 лет. Он предлагает "живые книжки", игры, которые можно "скачать", развивающие игрушки и головоломки, а также написанные детьми и предназначенные для них же спортивные материалы и новости. Наполнение узла представляет собой обычный полный диснеевский репертуар мультфильмов с мышонком Микки, утенком Дональдом, Гуфи и остальными персонажами, а также юмористические материалы, которые обычно так нравятся детям. По стилю он отчасти напоминает журнал Mad. Узел начал действовать в апреле.

Disney Online предлагает также несколько бесплатных узлов, в том числе рекламный узел компании www.disney. com, узел для родителей и узлы, поддерживаемые принадлежащей ей телевизионной сетью ABC. Помимо этого, компания владеет контрольным пакетом акций корпорации Starwave, которая ведет несколько узлов, в частности ESPN SportsZone.

Свободно доступный www.disney.com постоянно фигурирует в рейтингах Internet как один из самых популярных узлов. Однако услуги Daily Blast платные. Подавляющее большинство узлов в Internet бесплатны, а те, которые взимают абонементную плату, например узел The Wall Street Journal компании Dow Jones, не могут похвастаться особыми успехами. Вокруг Microsoft тут же поползли слухи, когда она на неопределенное время отказалась от планов взимать плату за пользование ее Web-журналом Slate.

Компания Disney твердо рассчитывает на успех, поскольку на наполнение узла высококачественной богатой мультимедийной информацией и ее ежедневное обновление тратятся фантастические усилия и средства. Узел Journal хотя и содержит текстовую информацию, также обновляется ежедневно. Другой, не менее качественный платный узел, Playboy Cyber Club, предлагает мультимедийное содержание, "живой разговор" и регулярное обновление информации.

Некоторые аналитики отмечают, что шанс на выживание имеют только те платные узлы в Internet, которые наподобие узла Journal, предоставляют информацию для бизнесменов, а успех других узлов, не имеющих жизненно необходимого для работы информационного наполнения, весьма проблематичен.

Большую роль здесь играет и маркетинговый опыт. Сейчас ведется широкомасштабная рекламная кампания, в рамках которой предлагается пробное бесплатное пользование узлом в течение месяца. Кроме того, Disney продает услуги по размещению рекламы и планирует заключить соглашения с крупными интерактивными информационными службами и операторами Internet, которые на правах реселлеров будут оказывать услуги доступа к узлу. Тем временем Microsoft предоставляет бесплатный доступ к Daily Blast пользователям сети The Microsoft Network; за эту привилегию она платит компании Disney.

Представители Disney не уточняют, какая именно часть доходов Daily Blast, приходится на абонентскую плату, а какая складывается из других поступлений, но, по их утверждению, абонентская плата составляет значительную сумму.

Disney сделала платным Daily Blast поскольку намерена опровергнуть расхожее мнение по относительной бесперспективности платных узлов. В компании считают, что пользователи будут платить за узел, который предлагает обширное, высококачественное, оригинальное, быстро обновляемое информационное наполнение и выгодно отличается от других Web-узлов. К тому же если компания, поддерживающая узел, использует маркетинговые приемы, чтобы заставить пользователей раскошелиться, то успех ей обеспечен.


Disney выделяет бизнес в Internet в отдельное подразделение

Когда корпорация Walt Disney развернула свой бизнес в Internet, она образовала отдельное подразделение, во многом функционирующее по аналогии с компьютерной компанией. Отныне отдел информационных систем стал не просто вспомогательной службой, а важной составляющей процесса разработки продукта. Старший редактор Computerworld Митч Вагнер побеседовал с Джейком Вайнбаумом, президентом подразделения Disney Online, о структуре этой организации и о секретах бизнеса в Internet.

Многие коммерческие узлы в Internet не отказываются от внешней технологической помощи. Пользуется ли Disney Online услугами операторов?

Нет, мы должны сами нести ответственность за узел. Мы не можем позволить себе сваливать вину на кого-то со стороны. Часть наших пользователей обслуживает Starwave, но мы имеем контрольный пакет акций этой компании.

Как организован ваш отдел информационных систем?

Четких различий между отделом информационных систем и производственными и проектными группами не существует. Традиционно в функции этого отдела входит поддержание в рабочем состоянии всех рабочих станций и сетей, используемых группой. Кроме того, он отвечает за интеграцию Disney Online в более крупные системы компании Walt Disney. Далее, имеется группа разработчиков, которая создает специальные средства для конкретных систем, инженеры, придумывающие игры или программы для "живых книжек". Наконец, существует группа по обслуживанию Web, которая поддерживает инфраструктуру Web-узла, обеспечивая его работу на должном уровне.

Почему компания Walt Disney сделала Disney Online отдельным подразделением, а не частью какой-то другой структуры, например отдела маркетинга или отдела ИС?

Internet не считается побочным бизнесом. Мы рассматриваем Сеть, как важную отрасль бизнеса, наряду с телевидением, книгоиздательством, кинематографом и туризмом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями