набор микросхем 440LX для процессора Pentium II с поддержкой интерфейса AGP, сделав новый шаг в направлении к Visual Connected PC (предыдущим была реализация технологии MMX). Теперь, по-видимому, не так долго ждать и появления первых ПК на базе Pentium II и 440LX с расширенными графическими возможностями. Согласно прогнозам, поставки таких ПК должны начаться до конца года.

Технология AGP, по замыслу Intel, должна ликвидировать "ущербность" ПК в сравнении с графическими рабочими станциями, обеспечив заметное повышение производительности при работе с трехмерной графикой, но не увеличив при этом их цены. Помимо улучшения соотношения стоимости и производительности при выполнении графических задач, AGP - за счет создания прямого "графического канала" - повышает общую пропускную способность ПК, освобождая шину PCI для других устройств.

В то время как в большинстве установленных на сегодняшний день ПК используется шина PCI с частотой 33 МГц, AGP работает с частотой 66 МГц, чем достигается вдвое большая скорость передачи данных до 266 Мбайт/с (при 32-разрядной шине данных). Этот - самый простой - режим работы AGP обозначается как "x1". Однако в спецификации AGP предусматриваются и другие режимы - "x2" (две передачи данных за такт) со скоростью 532 Мбайт/с и даже "x4" (четыре передачи). А разработчики уже занимаются проектированием систем, использующих шину на 100 МГц, которая обеспечит скорость передачи до 800 Мбайт/с.

Тем не менее PCI пока продолжает оставаться в ПК основной шиной системы ввода/вывода. AGP предназначен для работы с графическими контроллерами, а не для замены PCI, и использует независимый коннектор.

Благодаря высокой скорости передачи между графическим ускорителем и основной памятью компьютера AGP дает возможность при визуализации текстур использовать основную память; эта возможность названа DIME (DIrect Memory "Execute"). Раньше текстуры должны были загружаться в собственную - более дорогую - память графического ускорителя. Теперь она высвобождается для выполнения других задач.

Предусматривается три варианта реализации AGP. Во-первых, функция DIME может не использоваться совсем. В этом случае повышение производительности графического ускорителя достигается просто за счет того, что он работает с более скоростной, по сравнению с PCI, шиной. Как считают, большинство графических ускорителей будет использовать режим DIME, что позволит понизить их цену. Однако в системах верхнего уровня для визуализации текстур будет использоваться и основная память компьютера, и локальная графическая память - весьма значительных размеров, - в которой будут храниться часто используемые текстуры.


Возможны варианты...

Несмотря на то что Intel предполагает использовать технологию AGP с процессорами Pentium II, это условие не имеет обязательного характера. Более того, компания Via Technologies уже выпустила набор микросхем Apollo VP3, поддерживающих AGP, для систем на базе стандарта Socket 7.

Несмотря на преимущества интерфейса AGP, его реализация может и не принести существенного улучшения графических возможностей системы. Так, максимальная скорость передачи данных в канале между основной памятью и графическим ускорителем, которой можно достичь в режиме "x2", составляет 528 Мбайт/с. Однако предельная пропускная способность канала между основной памятью и центральным процессором при тактовой частоте шины 66 МГц в точности равна 528 Мбайт/с. Поскольку AGP вынужден "делить" эту полосу с другими устройствами, это означает, что максимальная производительность достигнута не будет. Реальная производительность AGP не может превышать и половины этой величины - 264 Мбайт/с.

Пропускная способность 528 Мбайт/с может быть реализована только для систем с оперативной памятью типа SDRAM. Для того чтобы полностью использовать заложенный в AGP потенциал, ПК нуждается в шине с тактовой частотой 100 МГц, которая сможет обеспечить пропускную способность в системах с памятью SDRAM до 800 Мбайт/с, обеспечив AGP большую полосу пропускания.

Таким образом, при существующей тактовой частоте режимы "x1" или "x2" не имеют никакой ценности для графических плат с поддержкой AGP, поскольку режим "x2" не может быть технически реализован при скорости системной шины в 66 МГц. Это означает, что нужно ждать разработки новых наборов микросхем типа 440BX или Apollo VP4, предназначенных для работы со 100-МГц шиной.

AGP может оказаться неэффективен и в другом случае. Современные платы видеопамяти (типа VRAM или RAMBUS RAM) обеспечивают пропускную способность до 1,6 Гбайт/с, что гораздо больше значения, которое будет обеспечивать режим "x4". Эти платы будут работать быстрее, если для визуализации текстуры они станут обращаться к собственной локальной памяти, а не использовать значительно более медленную память AGP RAM. Это означает, что графические платы верхнего уровня будут работать как обычные PCI-платы, используя только одно, однако не главное преимущество AGP - более высокую скорость передачи данных.


Для того чтобы пользователи смогли ощутить преимущество технологии AGP - к примеру, возможности функции DIME - необходима ее поддержка на уровне операционной системы. Предполагается, что в системах Windows 98 (Memphis) и Windows NT 5 она будет реализована посредством драйверов DirectDraw. Microsoft обещала представить соответствующие версии во втором полугодии 1997 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями