Менеджер лаборатории программных технологий Intel Алексей Одиноков подробно рассказал о программе Intel по работе с вузами заместителю главного редактора Computerworld Россия Дмитрию Гапотченко.

Когда в Intel началась работа с вузами? Каковы ее масштабы?

Intel - это инженерная компания, она основана людьми, у которых кроме стандартного университетского образования есть еще то, что называется Ph.D., по-нашему это где-то кандидат наук. Поэтому с момента своего основания она тесно взаимодействовала с университетами. Просто какое-то время это не было оформлено как отдельная программа. Формальное оформление произошло где-то в середине 80-х. Последняя инициатива компании в этом направлении - "Technology for Education 2000". Ее "размер" - 85 млн. долл., она направлена на поддержку развития высокотехнологических исследований и применения высоких технологий в образовании. Это, правда, чисто американская программа. Были отобраны 12 ведущих американских университетов, и в каждом из них поддерживают одну или несколько программ, связанных с использованием высоких компьютерных технологий в образовании или исследованиях. Среди них - Калифорнийский технологический институт, Технологический институт штата Джорджия, Массачусетский технологический институт, Карнеги Меллоун. Вообще же в 1994 году на работу с учебными заведениями (не только высшими) было израсходовано 28,4 млн. долл., в 1995 - 30,3 млн., в прошлом - 60. Конечно, большая часть уходит на университеты, скажем, в прошлом году это почти 80% - 43,2 млн. долл.

Какие цели преследует Intel, работая с институтами?

Intel - высокотехнологичная компания. Ей нужны инженеры, люди с высшим образованием, знакомые с ее технологиями. Кроме того, в Америке исследования сосредоточены в университетах. И технологии, используемые Intel в немалой степени основываются на фундаментальных исследованиях, проводимых в университетах. Поэтому Intel, заинтересована в том, чтобы установить хорошие отношения с университетами и использовать эти отношения как для подбора сотрудников, так и для совместных исследований.

Из каких направлений состоит программа?

С финансовой точки зрения основной пункт - передача вузам оборудования. Естественно, мы передаем не процессоры, а работоспособные компьютерные системы. К ним мы прилагаем всю необходимую документацию и программное обеспечение, чтобы технику можно было сразу включить в какой-нибудь курс, связанный с программированием или изучением операционных систем и т.д. Кроме того, у Intel есть стипендиальная программа для лучших студентов вузов, с которыми мы работаем. Это направление в большей мере ориентировано на подбор новых сотрудников. Предполагается, что стипендиаты Intel после окончания университета придут работать в компанию. Другое интересное направление - это взаимодействие между сотрудниками Intel и профессорами и преподавателями университетов. Это может осуществляться в виде грантов, совместных исследований. В рамках этой программы высокопоставленные сотрудники компании, как из управленческого, так и из технологического звена читают лекции в университетах по всему миру. Одна из таких лекций была прочитана президентом компании Крейгом Барретом в МГУ во время его апрельского визита в Россию. На наш взгляд, возможность пообщаться с людьми, которые определяют техническую и маркетинговую политику компании, для студентов очень полезна. Есть и другие способы взаимодействия, например программа Visiting Faculty. Она заключается в том, что профессора или сотрудники университетов, ведущие исследования в областях, интересующих Intel, приглашаются для работы в компанию на определенный срок, обычно от трех месяцев до года.

Программы для России и, скажем, Америки, наверное, различны?

Некоторая специфика, конечно есть. В Америке, где находится "основной" Intel, весьма существен элемент программы, который связан с подбором новых сотрудников. У нас работают почти 60 тыс. человек, и значительная часть из них - в США. При том росте количества сотрудников, который наблюдался в компании в последние два-три года, очень важны связи с университетами, чтобы мы могли привлекать лучших студентов. В России у нас сейчас свыше 50 сотрудников, и, быть может, подбор сотрудников является не самым важным аспектом программы на данный момент, но, тем не менее, это одна из наших задач. Ведь всегда трудно найти хорошего человека.

Другая цель - развитие рынка компьютерных технологий в целом. Наши руководители часто говорят о "дефиците технологий" в Европе, в России - в том числе. Уровень развития технологий, в первую очередь, определяется тем, насколько они применяются в бизнесе, но их малая распространенность в учебных заведениях - составная часть этого дефицита, и, соответственно, ее преодоление - составная часть его ликвидации. Поэтому чем больше возможностей у студентов работать с современной компьютерной техникой, тем больше они будут заинтересованы в том, чтобы она была у них на рабочем месте по окончании вуза. Существует распространенное мнение, что в студенческие лаборатории можно поставить что-нибудь "попроще". Если сейчас последний процессор - Pentium II, то студенты-де обойдутся компьютером с 80486. Если это студент 3-4 курса, и ему учиться еще два-три года, то, с учетом современных темпов развития компьютерной техники, получится, что выйдя из института он столкнется с компьютерами на несколько поколений впереди тех, которым его учили. Поэтому мы стараемся оборудовать классы только компьютерами с новейшими процессорами. В этом году мы ставим два класса в МГУ, один - на мехмате, другой на физфаке. Все компьютеры с процессором Pentium II. Студенты с самого начала будут работать на самых современных машинах.

В Америке и Азии Intel разрабатывает и производит, в России же - преимущественно продает. Это как-то сказывается на программе?

Распространенное мнение о том, что в России Intel занимается только продажами, ошибочно. Отдел, в котором я работаю, к продажам не имеет никакого отношения, если не считать того, что мы все находимся в одном здании. Мы занимаемся разработкой программного обеспечения и являемся частью Microcomputer Labs, входящего, в свою очередь, в состав одного из ключевых подразделений Intel, под названием Microprocessor Product Group. Это группа, которая создает новые процессоры, разрабатывает их технологии и в целом определяет их позиции на рынке. Наше подразделение занимается программными технологиями, и в России мы ведем работы, связанные с разработкой математических библиотек для процессоров. И мы очень заинтересованы в том, чтобы наладить связи с университетами для взаимного сотрудничества, обмена технологиями. Мы готовы давать гранты для научных исследований, связанных, скажем, с разработкой алгоритмов или программных технологий, реализованных на наших процессорах. И может быть - в будущем, на какие-либо контрактные работы - которые будут осуществляться для Intel в университетах. Так что цели, как и во всем мире, три: развитие рынка, разработка и подбор кадров.

На чем сосредоточены усилия в России на данном этапе?

С финансовой точки зрения поставка компьютеров - самая затратная часть программы. В этом году общий бюджет составляет 400 тыс. долл., и 80-90% этой суммы уйдет на оборудование. Кроме того, мы развернули стипендиальную программу, с сентября у нас будет пять стипендиатов. В апреле состоялась лекция Баррета, будем и дальше работать над тем, чтобы в российских вузах выступали представители компании.

Как вузам присоединиться к этой программе?

Intel выбирает самые известные учебные заведения. Лучшие в тех областях, в которых работает Intel: вычислительная техника, математика, физика. Критерий "лучшести" трудно определить формально, но если пойти по улице и начать опрашивать прохожих, то люди скорее всего назовут МГУ, Физтех, МИФИ, МГТУ. Начинать программу в этом смысле легко, поскольку лучшие вузы, что называется, на слуху.

Обычно инициатива принадлежит Intel; мы думаем над тем, чтобы в 1998 году расширить список вузов (сейчас в нем МГУ, МИФИ и МГТУ) на один-два. В принципе, если институт или университет пришлет нам запрос, мы постараемся рассмотреть его, но, понятно, что возможность расширения программы определяется нашими внутренними возможностями, как финансовыми, так и людскими.

На каком уровне заключаются соглашения - Intel работает со всем институтом, факультетом, или даже с кафедрой?

Когда мы выбираем вуз, мы рассчитываем на долговременное сотрудничество, надеемся, что оно не ограничится передачей техники. Мы стараемся развернуть программу по всему спектру: предоставлять классы, назначать стипендии, организовывать сотрудничество с профессорами и преподавателями. Поэтому в любом случае нам нужна поддержка администрации института, и мы устанавливаем с ней контакт. Но когда речь идет о конкретной работе, очень важно, чтобы люди на местах, куда мы ставим наш компьютерный класс, были заинтересованы в этом, имели представление, для чего его можно использовать и что они могут получить для курсов, которые они читают, и исследований, которые они ведут. Поэтому кроме контактов с администрацией очень важно взаимодействовать с факультетами и кафедрами, а также найти инициативных и энергичных людей, которые будут заниматься конкретной, зачастую рутинной работой.

И все-таки, с чего можно начинать сотрудничество?

Можно было бы начать с контактов с администрацией вуза, с ректором или проректором, ответственным за работу с компаниями, если в институте есть такая должность. Мы бы съездили, посмотрели какие-нибудь профильные факультеты, конкретные кафедры, ознакомились бы с интересными для нас наработками, интересными курсами, связанными с компьютерами, их использованием в образовании и научных исследованиях, существующими компьютерными центрами и исследовательскими центрами, связанными с компьютерными технологиями или разработками программного обеспечения. Даже подготовка такого визита требует со стороны института определенной предварительной работы.

А почему о программе нет ничего на российском Web-сервере Intel?

Это вопрос ресурсов и времени. Для нас сейчас важнее стартовать программу и сделать ее успешной. Мы находимся в самом начале пути.