Эгоист (сущ.) - человек, с дурными наклонностями,
для которого его собственная персона всегда важнее, чем моя.

- Амброс Бирс, "Словарь сатаны", 1906 год

PictureНесколько лет назад один из моих подчиненных решил развлекать коллег афоризмами на каждый день. Они появлялись на экране, когда пользователь входил в систему. Проект получил название "Daily Musing". В целом все афоризмы походили на высказывание, украшающее начало этой статьи, хотя, как правило, не были столь резки.

Daily Musing скоро завоевал популярность, и сотрудники засыпали автора идеи собственными опусами. Появление в Daily Musing оригинального афоризма значительно поднимало престиж любого сотрудника.

Один из предложенных афоризмов (из "Альманаха ворчуна") гласил: "Счастье - это увидеть в центре мишени портрет вашей тещи". Нетрудно представить, что за этим последовало. Одна сотрудница выразила по этому поводу крайнее недовольство, назвав подобное высказывание "явным проявлением экстремизма".

Мы попытались сохранить Daily Musing, но проанализировав ситуацию с сотрудниками кадрового отдела, пришли к выводу, что это безнадежная затея. Сделать эти афоризмы пригодными для "всеобщего потребления" можно было только пожертвовав остроумием.

Что это? Очередной пример того, как кадровая служба загубила еще одно средство поддержки боевого духа сотрудников? Нет, она всего лишь "озвучила" приговор. Его сотрудники сделали все возможное, чтобы помочь нам сохранить раздел афоризмов.

Многие отклики читателей на статьи, посвященные кадровым службам компаний, выглядят просто пугающими - столько в них гнева и страсти.

Однако дело в том, что бюрократизация не угрожает отделам кадров до тех пор, пока менеджеры-"производственники" (line managers) не захотят переложить на них свои обязанности. Совершив ошибку, многие менеджеры ищут защиты именно у отдела кадров. Еще чаще они стремятся переложить на этот отдел "грязную работу", которую им не хочется делать самим, например сообщать сотрудникам плохие новости.

Действительно, довольно часто те или иные шаги отделов кадровой политики заслуживают критики. Но заметьте, я сказал "довольно часто", а не "всегда" или "как правило". Дело в том, что сотрудники этих отделов все время рискуют пересечь тонкую грань, отделяющую общепринятые нормы управления от проявлений бюрократизма. Эта ситуация характерна для всех отделов, задача которых - обеспечение внутрикорпоративной поддержки. (С очень интересной дискуссией по этому вопросу можно познакомиться, прочитав работу Ларри Миллера "Варвары и бюрократы".)

Отделы кадров лишены какой-либо свободы действий. Они не занимаются выработкой основ необходимой корпоративной культуры, но лишь осуществляют ее внедрение в повседневную деятельность компании.

Похвалу работе отделов кадров редко услышишь также из уст руководителей информационных служб предприятий. Думаю, причина ясна: ведь и они постоянно рискуют пересечь ту же тонкую грань, и они часто ощущают манящую силу "темной стороны".

Присмотритесь к себе повнимательней. Не кажется ли вам, что списки "корпоративных стандартов" и "направлений работы отделов информационных систем" в вашей компании слишком длинны? Достаточно ли у вас гибкости, чтобы правильно истолковать их смысл?

Как часто вы занимаетесь толкованием стандартов и стратегии - постоянно, или единожды, сразу после их утверждения? Пытаетесь ли вы при этом доказать их ценность для компании и конечных пользователей?

Как вы реагируете на нарушения одного из установленных вами правил конечным пользователем? Согласны ли вы потратить время на то, чтобы объяснить, почему данное правило существует и каково в действительности его значение? И прежде всего, интересуетесь ли вы, почему сотрудник нарушил это правило?

Приходилось ли вам произносить примерно следующее: "Этого мы для вас сделать не можем; если предоставить вам инструменты, чтобы вы смогли создать нужный продукт самостоятельно, или позволить вам их купить, вы, чего доброго, начнете просить нас обеспечить его поддержку"?

Ввели ли вы жесткие правила пересылки электронной почты, которые предписывают использовать почтовую систему исключительно для передачи деловых сообщений, и предусматривают строгую фиксацию всех нарушений в документах сотрудников?

А теперь пришло время ответить на самые главные вопросы, дабы вынести окончательный приговор: стали ли вы законченным бюрократом. Можно ли сказать, что многие из правил, процедур и стандартов введены в обиход вашей компании только для вашего же собственного удобства? Минус очко. Замечали ли вы, что стоит появиться какой-либо проблеме, как могучий инстинкт начинает нашептывать, что пора добавить в перечень правил еще одно, специально на этот случай? Минус очко.

Случалось ли вам анализировать принятые в компании правила и процедуры, с целью выяснить, какие из них можно ликвидировать? Мои поздравления!

Отделам кадровой политики приходится заниматься разнообразными вопросами, такими как стиль руководства, правила трудоустройства и соглашения с профсоюзами. Что же касается деятельности бухгалтерии, то она должна соответствовать как общепринятым принципам отчетности, так и налоговому кодексу.