Последние новости, имеющие отношение к распространению музыкальной продукции и вещанию по Сети, указывают на стремительное развитие этого рынка, оборот которого уже через пять лет должен составить миллиарды долларов.

По итогам недавнего исследования, проведенного компанией Jupiter Communications и озаглавленного "Музыкальная индустрия и Internet", процент музыкальных произведений, звучащих и продающихся по Сети, будет расти по мере устранения проблем с обеспечением авторских прав, скоростью загрузки и качеством звучания.

Несмотря на то что доходы от продажи музыки по Сети составляют менее 1% от суммарной прибыли звукозаписывающих компаний, уже в 2002 году по Internet будет продано музыкальной продукции на сумму 1,6 млрд. долл. Сейчас 82,2% продаж осуществляется через розничную торговлю, 17,2% составляют прямые поставки, и только 0,1% принадлежит Internet. В 2002 г. продажи по Internet составят 7,5%, прямые поставки - 12,5%, а розница - оставшиеся 80%.

С развитием розничной торговли и "сетевого вещания" (музыкальных трансляций по Web) в музыкальные Internet-узлы будет вкладываться все больше и больше "рекламных" долларов, что, в свою очередь, станет дополнительным стимулом для появления новых узлов, рассчитанных на меломанов. По прогнозу Jupiter, отдача от рекламы на музыкальных узлах в 2002 г. составит 642 млн. долл. (в прошлом и нынешнем году данные показатели были 2,5 млн. долл. и 12,1 млн. долл. соответственно).

"Сетевое вещание, продажи по Internet и, в конечном счете, цифровое распространение послужат своеобразным допингом для музыкальной индустрии, в последнее время явно сбавившей темпы развития", - отметил Марк Мурадьян, начальник отдела информационного наполнения массового спроса на недавно организованном компанией семинаре Plug.in'97.

В этой связи интересна позиция Intel, руководство которой рассматривает музыку в Internet и связанные с ней технологии для ПК в качестве одного из факторов развития компьютерной индустрии. Компания выступила в роли спонсора ряда акций, призванных способствовать распространению музыки в Сети. В частности, начало июля было ознаменовано Музыкальным фестивалем Intel в Нью-Йорке, в течение нескольких дней по Internet транслировались выступления десятков творческих коллективов с различных концертных площадок города.

"Мы производим процессоры. Увеличение объема производства информационного наполнения для пользователей ПК повлечет за собой рост объемов продаж компьютеров, а значит, и процессоров", - прокомментировал ситуацию вице-президент корпорации Intel Клод Леглиз.

До сих пор действует ряд узлов, позволяющих делать заказы на компакт-диски, однако логика развития рынка предполагает появление множества (или хотя бы нескольких) узлов, способных скачать и оплатить выбранные музыкальные композиции с соблюдением всех юридических требований. Осуществлению этой задачи мешает несколько факторов, среди которых низкая скорость загрузки: чтобы прослушать одну песню с качеством записи, аналогичным записи на компакт-диске, надо будет подождать примерно 45 минут. Существуют и другие, не менее острые проблемы. Например, многие исполнители и фирмы звукозаписи обеспокоены тем, что возможность скачать музыку с высоким качеством записи приведет к разгулу пиратства.

Тем не менее уже сейчас созданы узлы, предлагающие загрузку синглов по Internet. Например, нью-йоркский ночной клуб Knitting Factory ("Трикотажная фабрика") уже в августе разместил на своем Internet-узле (http://www.knittingfactory.com/) соответствующий каталог. А за две недели до Knitting Factory с подобным проектом выступила корпорация N2K. Следует отметить, что и Knitting Factory, и N2K используют формат звуковых файлов и технологию производства Liquid Audio.

Пользователи загружают композиции при помощи программы Liquid Audio Player (http://www.liquidaudio.com/). Качество записи близко к качеству компакт-диска; предполагается, что загрузка песни будет занимать чуть менее 15 минут благодаря одиннадцатикратному сжатию звуковых файлов. Компания намерена исключить массовое тиражирование полученных таким образом композиций за счет нанесения специальных кодов, позволяющих воспроизводить на других плейерах лишь небольшие фрагменты этих записей. Официальные представители Liquid Audio сообщили, что в ближайшие два месяца будут созданы от трех до шести Web-узлов, предлагающих услуги по распространению музыки с применением их технологии.

Новости, имеющие отношение к музыке в Internet, не исчерпываются информацией о технологии Liquid Audio.

Сеть @Home Network, которая использует инфраструктуру кабельной промышленности для распространения информационного наполнения Internet, требующего высокой пропускной способности, предлагает с конца июля ряд новых услуг.

@Home анонсировала Web-узел Music Boulevard ("Музыкальный проспект") компании N2K, через который можно приобретать по Internet фрагменты музыкальных произведений после предварительного прослушивания. Кроме того, N2K еженедельно будет готовить для сети пять музыкальных трансляций.

В @Home не предусмотрена возможность цифровой загрузки записей N2K. Однако к услугам пользователей "сетевые радиостанции" музыкальной Internet-службы The DJ (http://ww.thedj.com/) и Net Radio Network (http://www.radio.net/). Фактически меломаны будут использовать службу @Home для настройки на соответствующую станцию точно так же, как пользуются радиоприемником, однако сохранять музыку на жесткий диск они не смогут.

Чтобы принимать Internet-радиостанции через службу @Home, пользователю следует подключиться к этой сети, иметь кабельный модем (который устанавливает компания, предоставляющая услуги пользования сетью), а также персональный компьютер с ПО @Home. Преимущество @Home заключается в том, что высокая пропускная способность сети обеспечивает качество звучания, аналогичное записи на компакт-диске, тогда как модемы со скоростью 28,8 Кбит/с дают качество, близкое к радиовещанию на средних волнах.

Наконец, сообщение, адресованное любителям музыки, которые хотят быстро отыскать в Internet все эти и многие другие музыкальные узлы. Подразделение V Networks, входящее в состав компании Viacom, и фирма Yahoo недавно открыли в "Паутине" музыкальную службу, получившую название Unfurled. Создатели Unfurled предлагают меломанам ежедневную подборку музыкальных новостей, анонс предстоящих музыкальных событий, светскую хронику, а также справочник, содержащий данные о 1000 с лишним исполнителях и музыкальных коллективах, с ссылками на соответствующие Web-узлы. Кроме того, Unfurled (http://www.unfurled.com/) содержит информацию о концертах в различных городах мира, специализированном оборудовании, музыкальных инструментах и свободном времени в звукозаписывающих студиях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями