PictureНа фоне Samsung, LG, ViewSonic и ряда других производителей мониторов несколько померкла слава еще недавно очень известной на этом рынке компании Daewoo. Заместитель главного редактора Computerworld Россия Дмитрий Гапотченко встретился с Янг Тэ Хо, заместителем генерального менеджера московского представительства Daewoo Electronics, в круг обязанностей которого входит и продвижение мониторов.

У нас широко известны производимые Daewoo машины и бытовая техника, собирается ли компания более активно действовать на рынке мониторов?

Daewoo Electronics добилась некоторых результатов за время существования московского представительства, которое занимается, в частности, продажами мониторов. Раньше продажи велись через европейские представительства. Их два - в Париже и в Амстердаме. Оба они работали с российскими компаниями в те времена, когда техника Daewoo была на вершине популярности, а Samsung только начинала работать здесь. Это было года три-четыре назад. Особенно популярны были мониторы под торговой маркой Crystal. Сейчас мы пытаемся возродить былую славу.

Наши мониторы делаются на тех же сборочных линиях, что и мониторы таких известных производителей, как IBM и Hewlett-Packard, это говорит само за себя.

Это собственные линии Daewoo?

Да. Вообще мониторный бизнес Daewoo начался с поставок для IBM. Специалисты, которые устанавливали оборудование на линии, были из IBM, и технологии принадлежали этой корпорации. Три четверти нашей продукции производится в Корее, остальное в Мексике и немного во Франции.

За три года, прошедшие со времени популярности мониторов Daewoo, в России появилась не только техника Samsung. На нашем рынке прочно обосновались практически все ведущие производители, и выйти на него сложнее, чем раньше.

Я бы сказал, что шансы уравнялись, рынок стал более цивилизованным. Есть представительства многих компаний, работающих на этом рынке. Растет маркетинговая активность производителей, дается реклама, проводятся семинары. За счет этого растет популярность торговой марки, растут продажи.

На какой сегмент рынка вы ориентируетесь?

В настоящее время нашими основными партнерами являются оптовые компании среднего уровня - АРБТ, Lizard, "Инел", "Корсо", "Дюна", "Техмаркет", "Корвет". Это разноплановые фирмы, они занимаются и дистрибуцией компонентов, необходимых для сборки компьютеров, и сами собирают ПК. Впрочем, в последнее время наши мониторы, особенно 15-дюймовые, стали активно продаваться в розничных магазинах. Это говорит о том, что конечные пользователи оценили их соотношение цена/качество.

Есть ли у Daewoo какие-нибудь специальные маркетинговые программы?

Дистрибьюторы получают от нас определенный рекламный бюджет, который, разумеется, зависит от объема продаж: чем больше объем продаж, тем больше бюджет. Естественно, дистрибьюторы сами выбирают издания, в которые вкладывают деньги, поскольку они знают ситуацию на рынке зачастую лучше, чем мы, и эффективность их вложений в рекламу может быть даже выше, чем у нас.

Среди ваших партнеров нет крупных дистрибьюторов компьютерной техники (RSI, "Дилайн", Merisel и других). С чем это связано и будет ли положение меняться?

Есть ощущение, что эти компании, может быть, за исключением "Дилайн", работают на несколько другом рынке. В их ассортименте - периферия, компьютеры, словом, готовая продукция. Мы же, как я уже говорил, работаем на рынке сборщиков, к ним попадают 80-90% наших мониторов. Если дело пойдет и наши мониторы станут продаваться через розничную сеть, тогда мы будем представлять друг для друга больший интерес. Скорее можно пожалеть, что у нас нет таких компаний-сборщиков, как R-Style Computers, "Формоза", "Виста", R.&K.

А почему?

Некоторые компании берут на себя большие обязательства и требуют, естественно, очень больших привилегий. Как правило, обязательства они не выполняют. Обычно это некая чисто политическая игра. Если компания уже работает с какой-либо достаточно известной фирмой, допустим Samsung или LG, то новый поставщик для нее - скорее способ получить лучшие условия у тех, с кем она уже работает.

А что с сервисом?

У нас достаточно разветвленная сеть сервисных центров. Есть центр в московском представительстве, есть центры на базе "Дюны" и "Корсо", есть еще некоторые компании, которые стремятся стать сервисными центрами. Кроме того, у Daewoo полтора десятка офисов на территории СНГ, все они имеют сервис-центры.

Есть ли у вас проблема "серых" поставок?

По имеющейся у нас информации некоторые компании, которые не являются нашими официальными партнерами, завозят из Европы в Россию дешевые мониторы Daewoo, и это не мониторы Crystal, предназначенные для европейского и, в частности, российского рынка. Они сделаны на других линиях. Например, это мониторы, которые производятся на фабрике Daewoo Electronics в Мексике. Мониторы, предназначенные для России, имеют гарантийный талон на русском языке, им обеспечено гарантийное обслуживание - два года 14- и 15-дюймовым, три года - остальным.

Думаю, что в борьбе с "серым" рынком мы достигнем некоторых успехов уже в этом году. Когда доля "серых" поставок превышает 20%, это очень плохо сказывается на положении компании.

А у Daewoo какой процент?

Сейчас как раз где-то около этого.

Это общая беда всех известных производителей?

Я знаю, что подобные затруднения испытывает Philips. Насчет Samsung и LG - не уверен, скорее всего нет. Это связано, в первую очередь, с их кредитной политикой по отношению к дилерам. Эти компании предоставляют большие товарные кредиты, поэтому дилеры не заинтересованы в том, чтобы платить кому-то предоплату и ждать, когда товар придет в течение полутора-двух недель. "Белые" же поставки идут со склада в Финляндии, поставка осуществляется в течение трех дней. Мы тоже предоставляем товарный кредит, но не в таких размерах, поскольку не работаем с крупными компаниями, поэтому и размеры кредита меньше.

А в чем корень проблемы?

На мой взгляд, несправедливо, что цены везде разные. В США, например, цены на 15-дюймовые мониторы гораздо ниже российских. Почему-то считается, что в России можно продавать очень дорого. Возможно, это связано с тем, что, по мнению многих, российский рынок не насыщен и на нем можно продавать много и дорого. Я думаю, что это не так. "Серый" импорт из Европы, надо заметить, очень здорово влияет на цены.

А Daewoo тоже держит большую разницу между российскими и европейскими ценами?

На сегодняшний день - нет. Мы готовы давать партнерам такие же цены, хотя и не собираемся демпинговать первыми.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями