Picture
Генеральный менеджер Duracell Batteries по странам СНГ и Балтии Андреас Зеемюллер
Да и для женщины, по-видимому, тоже. Поскольку Gillette - это фактически группа компаний, среди которых, например, производитель бытовых электроприборов Braun или славящаяся своими ручками (для письма!) фирма Parker. С конца 1996 года к ним добавилась и компания Duracell, выпускающая батарейки для различных портативных устройств; Gillette приобрела эту компанию более чем за 7 млрд. долл.

По мнению аналитиков, живо обсуждавших последствия сделки, она оказалась выгодна обеим компаниям: Gillette обеспечила себе более динамичное развитие, а Duracell приобрела дополнительные каналы сбыта и расширила возможности проведения инженерных разработок. Хотя до сих пор упоминание Gillette у большинства людей ассоциируется с бритвами, их объем продаж в обновленной компании (после слияния с Duracell) примерно равен объему продаж батарей. Duracell известна прежде всего своими щелочными батареями: на мировом рынке компания продает 40% таких батарей. Однако по общему количеству проданных батарей лидирует компания Eveready (Energizer). В Duracell это объясняют тем, что потребители в развивающихся странах до сих пор используют, главным образом, солевые (в частности, на основе цинка) батареи. В то время как доля щелочных батарей на рынке США достигает 87%, в Европе она составляет примерно 50%, а в остальных регионах - менее 15%.

Согласно оценкам московского представительства Duracell Batteries, в России доля щелочных батарей не превышает 10-20%. По словам менеджера Александра Кудрявцева, причины их недостаточной популярности среди наших потребителей следующие: являются ограниченность значительной части населения в денежных средствах (стандартная щелочная батарейка Duracell напряжением 1,5 В в Москве в пять раз дороже самой дешевой солевой), непонимание преимуществ щелочных батареек (в частности, они практически безопасны для окружающей среды и не требуют специальных мер по утилизации) и недостаток устройств, требующих использования таких батарей.

Тем не менее Duracell надеется, что рано или поздно потребители перейдут на применение щелочных батарей точно так же, как они уже перешли от безопасных лезвий к бритвам с плавающими головками. Залог этого - темпы роста рынка щелочных батарей: сейчас он ежегодно расширяется со скоростью 20%. Переход потребителей на щелочные батареи обеспечит компании лидирующее положение: в США, где они доминируют на рынке, доля Duracell достигает почти 50%, в то время как основной конкурент - Eveready - имеет только 36%.

Duracell дает на щелочные батареи пятилетнюю гарантию (на ионно-литиевые - десятилетнюю): это означает, что, если батарейка будет лежать без применения пять лет с момента выпуска, ее заряд не уменьшится. (Это утверждение вызывает некоторые сомнения: в любой батарее всегда идут, хотя бы и медленно, химические процессы, приводящие к ее разрядке. Скорее всего, пятилетняя гарантия - это маркетинговый "ход": батарейки покупают, чтобы использовать сразу, а не через пять лет.) В случае, если щелочная батарея пролежит 10 лет, потеря емкости, по данным компании, составит 18%.

В последнее время Duracell встраивает в свои батареи тестер, позволяющий определить (правда, на глаз) их остаточный заряд. Однако здесь следует учитывать, что тестер правильно работает только при температуре не ниже -20 ?С (рекомендуется проводить тестирование при +21 ?С), хотя сама батарея может функционировать и при более низких температурах.

По мнению аналитиков, в течение ближайших лет рынок батарей будет наиболее динамично растущим рынком потребительских товаров. К примеру, в США его рост в штучном выражении составляет 8% в год. (Интересно, что американцы предпочитают пользоваться простыми, а не аккумуляторными батареями, поскольку в этом случае исключается зависимость от зарядных устройств.) Всего же в 1996 году в мире было продано примерно 20 млрд. батарей.

Основная тенденция развития батарей - постоянное уменьшение их размеров с одновременным увеличением емкости. Это вызвано тем, что более компактными становятся сами устройства, использующие батареи.

Отвечая на мой вопрос о возможности производства батарей Duracell на российских предприятиях, генеральный менеджер Duracell Batteries по странам СНГ и Балтии Андреас Зеемюллер заметил, что компания пока не ставит такой задачи, поскольку начала работать в России совсем недавно. Однако компании, пришедшие на рынок с серьезными намерениями - к таким себя относит и Duracell, - рано или поздно задумываются о налаживании местного производства.

В последние годы активно развивается рынок аккумуляторов, на котором преобладают японские фирмы: Sony, Sanyo, Matsushita и Toshiba. Причем Sanyo Energy является лидером по производству металлгидридных, а Sony - ионно-литиевых аккумуляторов. Предполагается, что рынок этих батарей в 2000 г. будет оцениваться в 5 млрд. долл. (в 1995 г. он составлял 2 млрд. долл.).

Расширение рынка связано с ростом количества сотовых телефонов и других средств персональной связи (по данным Giga Information Group, к 2000 году их число достигнет 69,6 млн. штук), а также портативных ПК и органайзеров (PDA) (их к 2000 г. будет уже 32,9 млн. штук). В настоящее время Duracell уже производит как ионно-литиевые, так и совместно с Toshiba никель-металлгидридные батареи. Несмотря на то что рынок высококачественных аккумуляторов для портативных устройств ограничен, он перспективен с точки зрения получаемой прибыли. Это особенно справедливо по отношению к ионно-литиевой технологии, которая, однако, до 2000 г. не получит широкого распространения. К 2000 г. объем продаж ионно-литиевых батарей достигнет 500 млн. долл., а их доля в бизнесе Duracell составит 10%.

Главная цель моей встречи с Андреасом Зеемюллером состояла в получении из первых рук информации о реальном положении с выпуском и использованием интеллектуальных батарей. Однако здесь меня в какой-то мере постигла неудача: московское представительство Duracell не занимается продажей SBS-батарей.

Поставки аккумуляторов для портативных компьютеров Duracell осуществляет только в рамках OEM-соглашений. За работу с OEM-партнерами отвечает соответствующее подразделение компании, штаб-квартира которого находится в США. В России у Duracell пока только один партнер - DVM Group.

Как заметил генеральный менеджер Duracell, производство SBS-батарей - это незначительная часть деятельности компании. В настоящее время спрос на интеллектуальные батареи на мировом рынке очень невелик. В то же время SBS-технология - достаточно сложная и дорогая: для строительства завода по производству таких батарей требуется, по словам Зеемюллера, от 50 до 100 млн. долл. А потому пока складывается интересная ситуация: Duracell, Varta и Energizer, конкурирующие между собой на рынке обычных батарей, выступают единым фронтом, когда дело касается батарей интеллектуальных.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями