Photo - Ник Липпис, всемирно известный специалист в области сетевых технологий, его компания Strategic Networks Consulting консультирует всемирно известные фирмы и банки в области построения корпоративных информационных систем. Казалось бы, в чем проблема? Электронная почта работает нормально, кроме того, на моем компьютере, подключенном к Internet, всегда функционирует FTP-сервер. Все современные средства коммуникаций налицо, не хватает разве что спутниковой антенны...

Но все оказалось не так просто. Отправив просьбу прислать фото по электронной почте, я довольно быстро получил ответ от человека, ведающего в компании общими вопросами, который, в свою очередь, спросил, какой формат файла меня устраивает. Получив ответ, он исчез почти на неделю. Устав ждать, я отправил повторный запрос, после чего стал свидетелем внутренней переписки в компании (копии всех своих писем друг другу, касающихся моей просьбы, они почему-то отправляли и мне), в ходе которой в основном обсуждались существующие форматы графических файлов. Как выяснилось чуть позже, мне уже был отправлен файл в формате .JPG, который я, естественно, не получил - письмо, видимо, потерялось где-то при пересылке. Выяснив это, мне все-таки прислали еще одно письмо, где в качестве приложения находился тот самый файл. Приложение было сделано в Lotus Notes, поэтому на то, чтобы "выскрести" его из обычной почты Internet, ушло довольно много времени. Но полученный результат оказался плачевным: качество фотографии совершенно не подходило для публикации. Понятно, что файл с изображением хорошего качества, который занимал около 4 Мбайт, переслать по электронной почте нереально. Поэтому я попросил загрузить мне его на FTP-сервер. На следующий день файл уже был у меня, но увы, Photoshop открывать его отказался напрочь, аргументируя свое поведение тем, что отсутствует конец файла. Очевидно, что при пересылке файла по FTP либо был ошибочно установлен текстовый режим вместо "binary", либо произошел сбой в процессе передачи файла. Вторая попытка переслать файл по FTP закончилась с тем же результатом. В итоге фотокарточка мне должна прийти по обычной, "бумажной" почте, после чего мы ее сами отсканируем. Вопрос только в том, насколько можно доверять обычной почте. Но ведь не ехать же по такому смехотворному поводу в штат Массачусетс...

Зачем я рассказал всю эту скучную историю? А затем, что, наслушавшись о прелестях Internet и начитавшись о них в компьютерной прессе, многие рванулись применять новое средство коммуникации в повседневной работе. Все хорошо, но существует одна маленькая проблема: создание единого унифицированного средства связи, которое не зависит ни от аппаратных платформ, ни от операционных систем, ни от используемых приложений - это лишь задача будущего (хотя, может быть, и ближайшего). Сейчас же, при существовании массы почтовых приложений и коммуникационных пакетов, совместимых друг с другом лишь на словах, никто не может гарантировать, что файл, отправленный через Internet с другого конца Земли, придет именно в том виде, в котором он был отправлен. Конечно, если бы в описанном выше случае моей проблемой занимался человек мало-мальски технически грамотный (не говоря уж о системщике), то все вопросы были бы решены довольно быстро. Однако в том-то и беда, что Internet в качестве удобного средства коммуникаций используют уже все кому не лень. Эти люди не то что не задумываются о проблемах, которые при этом могут возникнуть, они вряд ли способны их понять. При этом я не хочу никого обидеть - наверное, какой-нибудь секретарше просто показали, как использовать Word, Excel и электронную почту, заметив, что это все, что ей нужно для работы. Никто же не знал, что могут возникнуть какие-то непонятные проблемы.

Все сказанное выше относится к "общечеловеческим", то бишь никак не затрагивающим российский колорит проблемам. Такое может случиться где угодно. А вот чисто российская специфика - это пресловутые "проблемы с кодировкой". Об этом уже много писалось и говорилось, но количество различных кодировок русского языка не поддается никакому исчислению. Я, позагибав пальцы, с ходу насчитал восемь различных наименований оных. Не все из них сильно отличаются, но существует по крайней мере четыре принципиально разных: для DOS, Windows, Unix и Macintosh. И что с ними делать - неизвестно, потому что чуть ли не каждый день я получаю письма, написанные на каком-нибудь iso-8859-1, которые dMail для DOS не понимает, а читает с грехом пополам только его "оконный" собрат. Существующие способы борьбы с этим (перекодировка на почтовом сервере и т. п.) не очень-то помогают, потому что при этом начинают неизбежно портиться нормальные сообщения, которые лучше бы не трогать совсем. Один из наших постоянных авторов, с которым я активно переписываюсь, жалуется, что он уже в совершенстве овладел криптографией, потому что письма от меня всегда приходят в исковерканном виде, причем вид этот всегда разный! А ведь намерения, как всегда, были наилучшими: хотели, чтобы почта автоматически перекодировалась "на лету". В итоге ? получилось как всегда, и люди вынуждены расшифровывать русский текст письма методом "пляшущих человечков".

Конечно, нашего человека такими пустяками не проймешь, и все мои письма были в итоге прочитаны. Однако, если говорить о применении Internet в качестве всеобщего средства связи, то необходимо проблему решать. Как - лично я не знаю. Но если сравнивать Internet с телефоном - общепризнанным и всенародно любимым коммуникационным устройством, то последний выгодно отличается пока тем, что для его использования достаточно знать лишь номер вашего абонента (ну и, конечно, не забывать за него платить). А вот с Internet могут возникнуть такие проблемы, решить которые может быть под силу лишь специалисту.

Впрочем, смысл все вышесказанного я бы свел к двум советам: во-первых, не следует впадать в эйфорию по поводу всемогущества Internet, который лучше, чем телефон, факс, почта, телеграф и все остальное вместе взятое; и, во-вторых, стоит быть более внимательным при отправке сообщений, файлов и т. п. в Internet и почаще задумываться о возможных мучениях вашего адресата при попытке прочитать отправляемое послание. Думаю, что в течение ближайшего года (максимум - полутора лет) проблема "рассосется" сама, однако обещанную возможность общения со всем миром, не прибегая к бумажной почте и не отправляя курьеров к черту на рога, хотелось бы иметь уже сейчас. А пока я, размышляя, как решить вышеизложенные проблемы, прикидываю: не воспользоваться ли какими-нибудь нетрадиционными средствами связи, например телепортацией или голубиной почтой...


Кирилл Терлекчиев - главный редактор журнала LAN. С ним можно связаться по электронной почте: kirill@osp.ru