Web-узлы алкогольных и табачных компаний

Компании, производящие алкогольные напитки и табачные изделия, находятся в довольно трудном положении. Чтобы преуспевать, им необходимо поддерживать на высоте объемы продаж на потребительском рынке, но открытая реклама их продукции по известным причинам опасна - компания рискует получить "общественное порицание". Размещать такую рекламу в World Wide Web особенно опасно, поскольку, по устоявшемуся мнению, основной контингент пользователей Internet составляют молодые люди.

Табачные корпорации, владеющие производством в пищевой и других отраслях промышленности, - богатейшие в мире после нефтяных и газовых. Однако посетители Web ничего об этом не узнают. Продукция этих компаний в киберпространстве почти не представлена. Возможно, это сделано, чтобы замаскировать узлы для курильщиков от детей.

Philip Morris, например, не оставляет критикам ни малейшего шанса обвинить ее в привлечении внимания несовершеннолетних пользователей Web. У компании нет ни одного узла, посвященного Marlboro, Parliament, Virginia Slims и еще пяти маркам, благодаря которым Philip Morris вышла на второе место в мире среди производителей сигарет.

Компания, капитал которой оценивается в 69,2 млрд. долл., даже не имеет собственного корпоративного узла.

Опасность привлечь внимание подростков - насущная проблема и для торговцев алкоголем.

Размещенные на многих узлах предупреждения, гласящие, что лица до... не допускаются, вряд ли способны отпугнуть детей. Оформление в стиле комиксов и интерактивные игры, имеющиеся на некоторых алкогольных узлах, напротив, способствуют привлечению их внимания.

Впрочем, такими вопросами должна заниматься Федеральная комиссия по торговле. Перейдем лучше собственно к обзору.


R.J. Reynolds Tobacco

(www.greensboro.com/rjrt)

Web-узлов у этого табачного гиганта совсем мало, и, чтобы найти их, пришлось изрядно покопаться. Путь к узлу лидера табачного рынка R.J. Reynolds оказался скрыт за клавишей, находящейся в глубине корпоративного узла RJR Nabisco Holdings. Ни Yahoo, ни Alta Vista по запросу его не выдают. Кроме того, имя идентификатора ресурсов нельзя угадать интуитивно.

На узле Reynolds не встречается ни единого намека ни на одну из 10 марок ее сигарет, в числе которых популярные Camel и Winston.

Вместо этого Reynolds старается спровоцировать курильщиков на протест против попыток взять под контроль рекламу, сбыт и потребление табачных изделий.

Узел содержит ссылки на Американскую ассоциацию курильщиков, Национальную ассоциацию курильщиков и прочие подобные организации. Вращающаяся клавиша "права курильщиков" находится по меньшей мере в трех местах домашней страницы и бесчисленное число раз встречается на внутренних.

Reynolds не пользуется возможностью сбора персональной информации об основных клиентах, позволяя не регистрироваться при входе на узел. Вместо этого им предлагается позвонить по бесплатному номеру.

Описание целей и задач группы защитников прав курильщиков содержит несколько опечаток, что производит, согласитесь, довольно неприятное впечатление.

В разделе "Об RJR" (Who is RJR) имеются сведения в основном о всевозможных наградах, полученных сотрудниками компании за проведение благотворительных акций и прочие добрые дела. К примеру, один из научных сотрудников Reynolds сдал 26 с лишним литров крови в американский Красный Крест.

Узел не содержит корпоративной информации, не считая отдельного файла, загружаемого по требованию. (Правда, посмотреть его в браузере мне так и не удалось.)

В общем, узел не отличается ни особой изысканностью оформления, ни богатством содержания.


Budweiser

(www.budweiser.com)

После посещения узла Budweiser ощущение остается такое, будто ты покидаешь выставку, тяжело нагруженный рекламными материалами.

Anheuser-Busch призывает вас обклеить своими "визитками" себя самого, а заодно и домашний компьютер. Электронные почтовые карточки, "скрин-сейверы", розыгрыши на тему выпивки - Budweiser использует все мыслимые способы привлечения внимания.

Раздел "Образ жизни" - о приготовлении блюд с Budweiser. Пользователи могут выбрать рецепты из секций "Пиво с пищей", "Пиво как пища" и "Пиво в пище". Любителям пива, впрочем, не придется тратить много времени на приготовление вышеназванных блюд, поскольку в месяц появляется только один новый рецепт.

Очевидно, самые большие почитатели Budweiser - охотники. Для них на узле помещены викторины, правила техники безопасности при стрельбе, расписания сезонов охоты в различных национальных парках и множество других материалов.

Узел получает дополнительное очко за изобретение бесчисленного количества способов сказать: "Пейте наше пиво!"


Absolut

(www.absolutvodka.com)

Шведская компания V&S Vin& Sprit AB, производящая водку Absolut, предпочла ненавязчивый тематический подход с минимальным количеством призывов купить свою продукцию.

Вместо того чтобы давать рекламу продукции посредством всяких "хитростей", как на узле Budweiser, узел Absolut занимается расширением кругозора посетителей в определенной области. В данном случае это - короткометражные анимационные ролики.

Посетители смогут просмотреть любой из 24 роликов, созданных художниками со всего мира. Week Six, например, содержит компьютерный анимационный ролик, автор которого - преподаватель искусств университета города Питтсбурга, и фильм, созданный при помощи сверхзамедленной съемки операторами из Голландии.

Раздел "Инструмент" (Tool) позволяет "состряпать" 5-секундный ролик с помощью Java. Название раздела, "Вопросы и ответы" (Q&A), несколько не соответствует его содержанию. В этом разделе находится не список часто задаваемых вопросов, как можно было бы ожидать, а просто ссылка на адрес электронной почты, на который их следует направлять.

На узле легко ориентироваться - он изящно оформлен и при этом не перегружен графикой, как это ни парадоксально. Водка Absolut и ее производитель на страницах узла практически не представлены. Если вы не художник, повторно вы на этот узел скорее всего не зайдете.

Узел получает высокую оценку за оформление и низкую - за содержание. Я надеялся найти на нем хоть какие-нибудь корпоративные данные или информацию о выпускаемой компанией продукции.


Bacardi

(www.bacardi.com)

Bacardi-Martini U.S.A. получает хорошую оценку за возможность просмотра страниц узла в различных режимах.

Часть, рассчитанная на высокоскоростной обмен данными с пользователем, украшена "сногсшибательной" графикой.

Анимация действительно красива, но и без нее было бы неплохо. Текстовой части вполне достаточно. В качестве промежуточного варианта предлагается броская, но компактная мультимедиа-презентация для владельцев модемов на 14,4 и 28,8 Кбит/с.

Bacardi содержит стандартный для многих алкогольных узлов набор - рецепты коктейлей и виртуальный "бар" для бесед в реальном времени - Club Bacardi. Впрочем, оформлен он несколько проще, чем у других.

Узел снабжен удобной картой-путеводителем, а в нижней части его базовой страницы имеются ссылки. Правда, их мелкий цветной шрифт довольно трудно читается.

Оформление узла отличается большей сложностью, чем, например, у Budweiser. По-видимому, это сделано с целью привлечь внимание взрослых посетителей. Имеется масса информации о Bacardi и некоторое количество видеороликов.

Любителям слащавых историй предлагается нечто вроде "мыльной оперы". Модель по имени J.C. отправляется в отпуск. "Надев купальный костюм, она намеревается сполна насладиться одиночеством - никто не поправляет тебе прическу и не заставляет надеть другое платье..." Увлекательное повествование, не правда ли?

Оформление и содержание здесь почти на одном уровне, причем на более высоком, чем у конкурентов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями