Взгляд провайдера из глубинки

Что читают в Internet, серверы с какой информацией пользуются наибольшим вниманием? Выгодно ли размещать свою рекламу в Internet сегодня?

К сожалению, экономическая ситуация в стране такова, что Internet со всеми его возможностями доступен далеко не каждому. Идея Билла Клинтона о том, чтобы каждый 12-летний ребенок мог работать в Internet , для нас выглядит заоблачной мечтой. Запад может даже позволить себе что-то вроде социалистического соревнования на эту тему - в Англии лейбористы, не успев прийти к власти, объявили, что каждый 9-летний ребенок должен иметь свой адрес электронной почты.

На сегодня в Ростовской области, по моим подсчетам, доступ к Internet имеют около 2000 человек. Это слишком мало, чтобы судить об устоявшихся интересах к той или иной информации, расположенной в Internet. Можно говорить только о тенденции, о становлении интересов.

Волна ажиотажа, связанная с возможностью посмотреть западные серверы, заглянуть в другой мир, другую жизнь - похоже, спала. За то, чтобы в мгновение ока попасть в Иерусалим, а затем в Бостон, приходится платить деньги, которых у подавляющего числа абонентов не так много. Отсюда - прагматичность выбора информации. Все больший интерес вызывают русскоязычные серверы, пользователи пытаются приблизить возможности Internet к своим постоянным потребностям в той или иной информации. Однако в русскоязычной части не то чтобы вакуум, но среда явно разреженная, хотя каждый день то тут, то там появляется новый WWW-сервер. И если убрать из вида все московские и питерские серверы, то действительно разнообразной, часто обновляемой информации на просторах русского Internet встретишь не так уж и много.

Первые WWW-серверы, как правило, возникали у провайдеров. Это естественно, но сами провайдеры являются в первую очередь телекоммуникационными компаниями - в то время как создание читаемого, богатого содержанием WWW-сервера сродни созданию популярной газеты, что по своей сути является другим видом деятельности и требует наличия иных навыков, которыми обычно провайдеры в силу своей профессиональной ориентации не обладают. Вместе с тем, чисто информационные компании, специализирующиеся на публикации различной информации, в Internet только-только начали появляться.

Тем не менее я попытался проанализировать, что же сегодня популярно, взяв за основу статистику посещений около ста различных серверов (большая часть которых расположена за пределами Москвы). Тут стоит сделать замечание о счетчиках обращений и программах статистики, отражающих количество посещений того или иного сервера. Обычный абонент, не искушенный в тонкостях статистических отчетов, часто бывает сбит с толку, поскольку, во-первых, не всегда счетчики обращений считают корректно, а во-вторых, программы выдают отчеты, в которых число обращений к WWW-серверу иногда увеличено на порядок. Возникает это оттого, что если, скажем, на одной html-странице, кроме текста, расположено еще 8 картинок, то программа отображает вместо одного 9 обращений, т. к. считается, что вместе с самим текстом пользователь получил еще 8 jpeg- или gif-файлов (хотя формально это верно, ведь было еще 8 обращений к серверу). Одни провайдеры делают это специально, сбивая посетителей с толку, другие просто не очень ясно отображают в своих отчетах, что же именно считается, полагаясь на искушенного читателя, а это, с моей точки зрения, не очень правильно. Есть и другая крайность, заключающаяся в том, что учитываются лишь те посетители сервера, которые считывают не только сам текст, но и все графические изображения, при этом забывая, что не менее 50% абонентов работают с отключенной графикой, экономя свое время и деньги. Таким образом, можно утверждать, что правила, отражающие посещаемость сервера в России, до конца еще не устоялись и не всегда и не везде понимаются одинаково. Учитывая все вышесказанное и не претендуя на истину в последней инстанции, я пришел к выводу, что сегодня самой популярной информацией в русскоязычном Internet является информация, связанная с развлечениями, досугом, с тем, что можно назвать "частной жизнью". Яркие примеры в этой области - служба знакомств "Купидон" сервера "Новочеркасск On-Line"; страничка, посвященная преферансу, сервера Icomm. На втором месте по популярности стоит информация об Internet, программное обеспечение, поисковые сервера. Далее идут представительства различных компаний, новости серверов, справочная информация. Пожалуй, это три уже сложившиеся группы, т. к. дальше идет провал, и уже на порядок от них отстают бизнес, культура и искусство, политика. Мысль о том, что завтра ситуация может в корне измениться вследствие бурного роста Internet в России, мне кажется не совсем верной. Сейчас остро не хватает различной справочной информации (адресных справочников, "желтых страниц" и т. д.), информации о социальной, политической, экономической ситуациях в регионах, подготовленной профессионалами. Библиотеки с их безграничными ресурсами за редким исключением пока еще практически недоступны. Та же научная информация представлена, как правило, куце, и найти что-либо узкоспециальное почти невозможно.

Ситуация не изменится, пока лицом к Internet не повернется само государство; частным компаниям такие проекты пока не под силу. У государства нет денег, и когда они будут - никому не известно, рассчитывать же все время на дядю Сороса нельзя. Единственный, на мой взгляд, правильный выход заключается в том, что государство должно сделать так, чтобы частному капиталу выгодно было вкладывать деньги в развитие информационных ресурсов в Internet. Конкретный пример: Ростов-на-Дону (как город с серьезными экономическими возможностями) сегодня практически никак не представлен. А ведь в Internet действуют те же законы, что и в шоу-бизнесе. Мы же привыкли к "раскрутке" тех или иных политиков, музыкантов. В данном случае таким объектом можно сделать город, и Internet - идеальная среда для этого. Ростов можно подать так, чтобы заинтересовать в первую очередь западных инвесторов. Но делать это, на мой взгляд, стоит в расчете не на крупный, а на средний капитал, который о Ростове имеет самое смутное представление. Кстати, нечто подобное уже начали делать во Владивостоке и Калининграде совместно с Национальной службой новостей. Ростовским провайдерам самим такая затея ни к чему. Но если им или иным информационным компаниям дать полномочия, а главное - на определенный период освободить от части налогов, отношение таких фирм к подобным проектам может измениться. Причем выиграют от этого все. Сейчас, пожалуй, для небольших компаний очень выгодно развитие направления "Частная жизнь". Сегодня это популярно, но качество информации, как правило, оставляет желать лучшего. Скажем, создание чисто виртуального донского журнала, посвященного проблемам интимной жизни, обречено на успех. На его страницах будет выгодно размещать рекламу. Однако делать это нужно журналистам, а никак не компьютерщикам. Обычно провайдеры об этом не думают, а выгодность таких проектов другие компании недооценивают. Под силу частным фирмам и публикация различной справочной информации, тем более что большая часть работы уже сделана. Тот же "Город N" мог бы опубликовать свои известные справочники "Деловой Ростов" и "Магазины Ростова". В разделах таких виртуальных информационных ресурсов мне кажется целесообразным размещать рекламу, посвященную, в первую очередь, товарам для дома, что принесло бы дополнительную прибыль издателям.

Тот факт, что бизнес-информация на сегодня не пользуется большим спросом, не означает, что бизнесу пока рано выходить на просторы Internet. Это далеко не так. Особенно актуально размещение своих страниц для импортеров и экспортеров, а также для тех фирм, чья деятельность выходит за рамки города или области. С одной стороны, происходит недооценка возможностей Internet, а с другой - многие директора предприятий не знают вообще, что такое Internet. Бизнес-информация никогда не будет сверхпопулярной, но качество обращений к ней иное. Наглядный пример - выгодность контракта для западного партнера напрямую связывается с наличием виртуального WWW-сервера в Internet у предприятия области. Более того - наша организация как провайдер периодически получает запросы о том, кто в области занимается тем или иным бизнесом.

И в заключение - о платной информации в русскоязычном Internet, когда доступ к той или иной страничке надо оплатить. Пока таковой немного. Тех же, кто хочет заработать на этом деньги, должен предупредить, что сегодня это тупиковый путь. В подавляющем большинстве пользователи не только не хотят, но и не могут платить. Исключение составляет специализированная, "горячая" информация (например, о состоянии финансового рынка для банков). Более перспективным видится создание интересного, уникального ресурса с бесплатным доступом, с продажей рекламы на нем. Таковых пока мало, и частично это объясняется тем, что Internet в России продвигали и продвигают, в первую очередь, программисты, электронщики, которые просто профессионально не готовы создавать такие информационные ресурсы.

Таким образом, несмотря на то что WWW-серверы стали расти как грибы после дождя, ситуация в целом с информационным наполнением этих серверов в стране качественно не изменится, пока, с одной стороны, к этой проблеме не повернется государство, а с другой - в Internet не придут люди (и особенно - в регионах), умеющие подавать информацию и понимающие толк в виртуальном информационном бизнесе.


Владимир Нестеров - сотрудник Information Centre of Chief Centre, тел./факс (863-52) 4-82-92, http://www.novoch.ru.