Меня больше беспокоит вопрос: как отразится повременная оплата телефона на доступе к Internet.

Сейчас большинство некорпоративных пользователей получают доступ к Internet по коммутируемым телефонным линиям. Стоит такая услуга в среднем 2-3 долл. в час. Простым подсчетом можно установить, что введение тарифа за 1 мин. разговора в 100 руб. увеличивает стоимость доступа к Internet приблизительно на 1 долл. Если пользоваться Internet час в день, то дополнительные расходы достигают 30 долл. Но сколько информации можно скачать из Internet за час при существующем качестве телефонной связи?

Каковы же пути развития Internet в Москве? Этот вопрос я задал председателю правления РОЦИТ Андрею Зотову. Он ответил, что видит возможные пути развития рынка Internet-услуг в России, и в частности в Москве, в развертывании альтернативных каналов доступа. Он сослался на проект компании "Комкор", благодаря которому уже в конце нынешнего года к 37 тыс. московских квартир будут подведены кабельные сети, позволяющие подключиться к Internet с помощью кабельных модемов. В этом случае скорость связи с Internet может достигнуть фантастических величин - 10 Мбит/с. (Для сравнения - общая скорость подключения всех российских провайдеров к Internet 14-16 Мбит/с.) Второй возможный способ подключения к Internet в обход телефонных линий - это радио-Ethernet. Уже сейчас один московский дом подключен подобным образом к Internet по каналу 2 Мбит/с. Тогда можно сэкономить на прокладке кабеля, но, к сожалению, радиопространство - ресурс ограниченный. Причем приведенные проекты достаточно просто перенести и в любой другой регион. Таким образом, по мнению Андрея Зотова, ситуация с предоставлением Internet-услуг в России, вероятно, сильно изменится, и может быть не последнюю роль в этом сыграет введение повременной оплаты за телефонный разговор.

Использование альтернативных каналов связи с Internet может подхлестнуть развитие Internet-телефонии. Когда уже есть оплаченный канал связи, то возникает естественное желание использовать его как замену телефону. Но повсеместному распространению такой услуги мешает прохладное отношение к этой технологии со стороны западных потребителей. Но даже в случае широкого внедрения Internet-телефонии пользователь будет оплачивать килобайты своего разговора, а значит, все те же минуты.

Однако есть проекты, которые все-таки опираются на телефонные линии. Например, использовать для передачи сигнала от Internet к потребителю телевизионный сигнал, точнее его "обратную сторону" - инверсный ход луча. Связь же пользователя с Internet должна осуществляться через телефонную линию. Вообще, основное достоинство связи по телефонным линиям в том, что она уже работает, хотя и без должного качества. По сведениям РОЦИТ, средняя скорость передачи информации по телефонным линиям в России около 4800 бит/с.

Следует отметить, что американские поставщики Internet-услуг уже окупили вложенные в развитие Internet капиталы, и теперь стараются заполучить больше пользователей. Поэтому у большинства из них расчет производится в виде ежемесячной абонентской платы, то есть так, как мы платим сейчас за телефон. Причем такая абонентская плата позволяет получить практически неограниченный доступ к Internet. К сожалению, в России провайдерам еще далеко до возврата затраченных средств, поэтому такие "свободные" времена, как в Америке, видимо наступят еще не скоро.


Alcatel разрабатывает Web-телефон

Компания Alcatel Telecom надеется, что ее Webphone найдет свою нишу на рынке Internet-телефонов и телевизионных приставок. Телефон, оснащенный экраном с диагональю 7,5 дюймов и довольно высоким разрешением, предназначен для перемещения по Web, осуществления электронных транзакций и обмена электронными сообщениями. Webphone можно также использовать в качестве обычного телефона или автоответчика. Устройство, которое предлагается выпустить в марте будущего года, скорее всего будет снабжено модемом на 33,6 Кбит/с. Alcatel планирует оснастить Webphone модемом на 56 Кбит/с, как только появится соответствующий стандарт.

По длине и ширине Webphone должен примерно соответствовать листу бумаги формата А4. Телефон будет укомплектован полноценной клавиатурой, выдвигающейся из-под наклонного экрана. Webphone предполагается снабдить также устройством считывания смарт-карт для осуществления электронных платежей и загрузки персональных конфигурационных данных.

Alcatel собирается оснастить телефон браузером HotJava для загрузки Java-приложений (например, для электронной связи с банками). Единственный недостаток HotJava заключается в его несовместимости с технологией Microsoft ActiveX.

Webphone будет укомплектован 4 Мбайт оперативной памяти, 4 Мбайт флэш-памяти и разъемом для принтера. Alcatel предусмотрела вероятность того, что операторы связи захотят сдавать напрокат место на своих серверах клиентам, желающим хранить там часто используемые файлы.

В течение года с момента выпуска Web-телефона в него будет добавлена возможность осуществлять звонки по Internet.

Alcatel производит терминалы для повсеместно распространенной во Франции интерактивной службы Minitel. Alcatel надеется заполучить от 10 до 30% нынешних клиентов Minitel, когда пользователи перейдут с традиционных интерактивных служб на Internet. Распространять свою продукцию Alcatel намерена через компании связи. За пределами Франции - в Европе, Азии и США, где Alcatel не столь широко известна, - она также собирается продавать Webphone через провайдеров Internet, но под иной маркой. Стоимость телефона составит менее 440 долл.; его тестирование начнется в конце текущего года.

Web-адрес компании Alcatel - http://www.alcatel.com/.

- Джоанна Тааффи,
Служба новостей IDG, Париж

Нет - повременной оплате за пользование телефоном!

Филиппинские провайдеры Internet провели акцию протеста против повременной оплаты местных телефонных звонков. По их мнению, подобные меры приведут к повышению стоимости доступа к Internet в стране и уменьшению числа пользователей. На открытом слушании провайдеры потребовали от национальной Комиссии по связи не допустить введения повременной оплаты за телефонные звонки со стороны Филиппинской компании дальней телефонной связи (PLDT).

В случае удовлетворения соответствующей заявки PLDT, поданной в Комиссию, абонентам придется платить гораздо больше по сравнению с существующими ежемесячными тарифами, которые составляют сумму, эквивалентную 10 долл. для физических и 22 долл. для юридических лиц. PLDT намеревается повысить минимальные ежемесячные тарифы в полтора раза. Кроме того, за каждую минуту разговора сверх ежемесячного лимита абоненты обязаны будут уплатить по 2 цента. Для физических лиц этот лимит составляет 500 минут, для юридических - 800 мин. С 19.00 до 7.00 стоимость повременной оплаты местных звонков снижается вдвое. В соответствии с этим тарифами индивидуальный пользователь, использующий Internet по часу в день, будет платить 40 долл. в месяц, что почти в четыре раза больше нынешней ежемесячной оплаты. Предприятиям придется в той же ситуации платить по 50 долл. в месяц, т. е. на 118% больше, чем сейчас.

Провайдеры Internet считают, что введение повременной оплаты недопустимо по двум причинам: из-за отсутствия надежной и хорошо зарекомендовавшей себя системы учета и из-за отрицательного воздействия на рынок Internet. Провайдеры отмечают как возможный положительный эффект этого решения уменьшение количества звонков и соответствующее увеличение пропускной способности. Однако введение повременной оплаты сегодня станет препятствием для развития Internet в стране.

Глава компании Executive Power Cente Хосе Карлотта полон оптимизма: "Вначале из соображений экономии пользователи действительно будут звонить реже. Однако впоследствии случится то же, что произошло с сотовой связью - после короткой адаптации новая система станет неотъемлемой частью жизни людей".

Не все, однако, разделяют подобный оптимизм. Например, Министерство науки и техники в ответ на прошение PLDT опубликовало в World Wide Web доклад доктора Алекса Иполито, работающего на математическом факультете Филиппинского университета.

Иполито - яростный противник повременной оплаты, он требует "отклонения ходатайства PLDT в его существующем виде". В доказательство своей правоты Иполито привел следующий факт: в отличие от других коммунальных служб (например электроэнергетики и водоснабжения), расходы телефонной компании не зависят от увеличения объема пользования ее услугами. "Местный звонок продолжительностью 50 минут не может стоить телефонной компании в 50 раз больше, чем одноминутный (в отличие от воды и электричества, потребление которых прямо пропорционально стоимости)", - говорит Иполито. Иполито заметил также, что телефонным компаниям сначала следует повысить качество обслуживания абонентов в "часы пик", а потом уже думать об увеличении стоимости своих услуг.

PLDT, со своей стороны, заявила, что повременная оплата будет способствовать "рациональному использованию оборудования", и пожаловалась на невозможность дальнейшего субсидирования местных переговоров за счет доходов от международных. В заявлении в адрес заинтересованных абонентов PLDT сообщила, что с пониманием относится к проблемам, поднятым пользователями и операторами Internet, но не привела никаких конкретных способов разрешения сложившейся ситуации: "Мы, как и многие другие, рассматриваем Internet не только в качестве средства доступа развивающейся страны к информации, но и как поле деятельности для телекоммуникационных компаний. Будем искать пути решения проблем пользователей Сети. Надеемся найти понимание и поддержку с вашей стороны и наладить взаимное конструктивное сотрудничество".

- Рейнард И. Джуанир,
Computerworld, Филиппины

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями