Получив в конце мая приглашение принять участие в минской выставке TIBO'97 от ее организатора, компании T&C, мы с готовностью этим приглашением воспользовались. Интерес нашего еженедельника к выставке, которая проводится в четвертый раз и которую и организаторы, и участники единодушно характеризуют как самое крупное ежегодное событие такого рода для белорусского компьютерного рынка, был отчасти естественен, отчасти спекулятивен - вследствие возможного "воссоединения" России и Беларуси.

В объявлениях о выставке ее организаторы сообщали, что она проходит "под патронажем" нескольких республиканских министерств: связи и информатики, промышленности, внешних экономических связей, экономики, науки и образования. В церемонии открытия приняли участие министр связи Владимир Гончаренко и министр промышленности Анатолий Харлап. Само название указывало на универсальный характер мероприятия - "Телекоммуникации. Информация. Банк. Офис".

Одновременно с выставкой в Минске проходил международный конгресс, посвященный состоянию и развитию систем связи, использованию информационных технологий, обеспечению безопасности информации.

Так каковы масштабы белорусского компьютерного рынка? По мнению Олега Дашевича, исполнительного директора компании Belsoft, крупного сетевого интегратора, за последний год в республике было продано порядка 50 тыс. персональных компьютеров, что позволило моему собеседнику оценить объем всего ИТ-рынка в 100 млн. долл. (для сравнения - российский рынок информационных технологий, по некоторым оценкам, составляет 2,5 млрд. долл.).

Еще одна количественная характеристика: мартовский выпуск ежеквартально обновляемого "Справочника компьютерных фирм Республики Беларусь", который выпускает редакция газеты "Компьютерные вести", содержит информацию о 386 фирмах.

PictureБизнес многих из этих фирм, естественно, связан с продажей персональных компьютеров - практически всех известных нашему покупателю западных и российских "бранднеймов", а также своих производителей. Если судить по местной (майской) прессе и по самой выставке, из числа российских производителей ПК в Беларуси наиболее деятельны Kraftway, DVM и "Инфорсер". Много местных сборщиков - Summit Technologies, "Видеопечать", ТАИР и AsBIS, среди предложений которого собственные ноутбуки марки AsBOOK и моноблоки марки "ФИНИСТ", и "Дайнова", продемонстрировавшая на TIBO персональный компьютер с процессором Pentium II - спустя три недели после всемирной премьеры процессора и через две после премьеры российской. ПК-серверы местные компании под своими марками если и предлагают, то в крайне ограниченных количествах, сосредотачиваясь по понятным причинам на настольных системах. Предлагаемые конфигурации ПК отличаются использованием несколько более скромной периферии; в частности, по-прежнему весьма распространены 14-дюймовые мониторы. Говоря о конкуренции с российскими производителями, в том числе и в виду перспективы объединения двух стран, многие с некоторой опаской поминают "Вист", пока в схватках за местный рынок не участвующий.

Несмотря на то что среднестатистический покупатель компьютеров небогат, есть спрос и на продукцию Apple. Два крупнейших продавца "Маков" в Минске - компании "Корпорад" и "Офисные технологии", обе - дилеры московской DPI. При этом если первая сознательно концентрируется на продукции Apple, то вторая не только в соответствии со своим названием предлагает разнообразное офисное оборудование, но и, выступая дилером DVM, торгует ноутбуками RoverBook и мониторами ViewSonic.

Представители обеих фирм причисляют к своим основным покупателям издательства, образовательные учреждения и домашних пользователей, не жалуются на конкуренцию как со стороны ПК, так и со стороны "серых" торговцев компьютерами Macintosh, и утверждают, что торговля клонами в их планы пока не входит. Что до уровня цен на "Маки", они практически совпадают с московскими.

Судя по оптимистичным высказываниям Андрея Турова, директора по маркетингу компании DPI, в Москве белорусскими партнерами и объемом их бизнеса, по всей видимости, довольны.

Западные компании как при участии в выставке, так и в освоении рынка опираются на местные фирмы. Например, Hewlett-Packard была широко представлена своими партнерами, в том числе - официальным дистрибьютором, компанией Belhard. Девушки в броской черно-красной униформе APC под руководством небольшой "российской делегации" во главе с менеджером по маркетингу Дмитрием Пекло работали сразу на пяти стендах. Продукцию Intel демонстрировали специалисты Link Technologies, официального дистрибьютора Intel в Республике Беларусь. Компания Informix организовала объединенный стенд со своими белорусскими и российскими партнерами (из Москвы приехали представители компаний "Терн" и DataX/FLORIN).

Среди своих наиболее желанных клиентов участники выставки называют, прежде всего, государственные структуры, естественные монополии, некоторые крупные заводы, в частности, хорошо известные БелАЗ, завод холодильников, Минский тракторный, "Нефтепродукт".

За исключением нескольких наиболее сильных, довольно невысок "покупательский рейтинг" коммерческих банков.

Отдельных слов заслуживают белорусские разработчики программного обеспечения. В Москве наиболее известны НТО "Топ Софт", входящее в состав корпорации "Галактика", и "ФЛОРИНвест", часть компании DataX/FLORIN. Есть и другие компании, разработки которых в большей или меньшей степени используются не в Беларуси, а в России. Причина этому проста - в республике всегда было много квалифицированных специалистов, потребность же в них сегодня не столь велика, да и оплата труда заметно ниже, чем в Москве. Зиновий Шабес, директор "ФЛОРИНвест", оценивает зарплату квалифицированного программиста в Минске в 200-500 долл. Вот и занимаются белорусские разработчики "офшорным" программированием.

PictureНесколько слов о коллегах, о компьютерной прессе. В Минске выходит единственный специализированный цветной компьютерный журнал - PC World Belarus, периодичностью раз в два месяца, объемом около 50 страниц, с очень качественной полиграфией; ежемесячная газета "Американские компьютеры", а также несколько компьютерных еженедельников (в частности, "Компьютерные вести", "Компьютерная неделя", "Компьютерная среда", "Компьютерная газета") - черно-белые, иногда с использованием второго цвета, объемом порядка 16-24 полос формата A3. Примерный тираж различных изданий - 7,5-12,5 тыс.

Розничная стоимость PC World - 25 тыс. белорусских рублей, что немногим меньше 1 долл. по курсу Нацбанка. Практически во всех газетах значительная площадь отводится "рекламным строчкам" наподобие московского "Мобиле".

Проще или сложнее, но в Минске можно найти любое известное московское компьютерное издание; кое-что появляется, хотя и с заметной задержкой, в розничной продаже, можно подписаться, имеется специальная служба курьерской доставки РЭМ-ИНФО. Так, один номер "Мира ПК", доставленный курьером, минскому читателю обходится в 84 тыс. белорусских рублей - т. е. стоит примерно столько же, сколько и на лотке в Москве.

С легкой руки общеполитической российской прессы особое внимание москвичей привлекает белорусский Internet. Как сообщали московские газеты, президент Лукашенко собирался Internet "закрыть". Насколько эти сообщения обоснованы, компьютерному журналисту за два дня выяснить сложно; а вот узнать кое-что о технической и экономической стороне дела - вполне возможно. В настоящее время в Беларуси единственный провайдер, предоставляющий услуги подключения к Internet - государственная телекоммуникационная компания "БелПак". Доступный коммерческим пользователям канал, связывающий республиканскую часть Сети с остальным миром, невелик - всего 2 Мбит/с. Говорят, есть еще каналы у разных государственных ведомств и что эти ведомства готовы этими каналами поделиться с покупателями - только не вправе или "не знают цены".

Коммерческих фирм, которым был бы действительно необходим (и по карману) выделенный канал, очень мало. В то же время широко доступна возможность провести в офис или даже в квартиру ISDN-линию; единственное ограничение - финансовое: 500 долл. за такое подключение, даже с некоторой рассрочкой, - по местным масштабам довольно дорого; кроме того, "в копеечку" обойдется и арендная плата.

Так или иначе, многие фирмы пока предпочитают обходиться без интерактивного доступа в Internet, продолжая пользоваться обычной электронной почтой. Тем, кто хочет рассказать в Сети о себе или узнать о других, предлагают "Услуги Internet" фирмы, подобные "СофтИнформ". В прайс-листе фирмы значатся, в частности, такие пункты, как "Изготовление и размещение презентаций" (200 УДЕ - "условных денежных единиц" - при объеме презентации до 512 Кбайт на срок до 6 месяцев), "Размещение собственной презентации на нашем сервере" (200 УДЕ), "Прописка на поисковых серверах", "Консалтинг. Поиск информации в Internet" и т. п. При этом компания сообщает, что она "арендует места на высокопроизводительных американских серверах... есть также места в Беларуси и в России".

Что же до самой выставки, то на ней услугами подключения к Internet воспользовались 3 участника.

Оператор сотовой связи в республике также один - СП "Белсел"; его соучредителями выступили Министерство связи и компания Cable & Wireless. Сообщают, что недавно СП разменяло вторую десятку тысяч номеров. Кроме того, 20 мая истек срок подачи заявок на тендер, предполагающий создание еще одной республиканской сети сотовой связи; итоги его пока не подведены, однако известно, что условия были очень жесткими - в частности, крупные начальные инвестиции (до 50 млн. долл.) и покрытие значительной части территории республики уже к концу первого года.

PictureПо местным масштабам, участие в подобной выставке обходится, прямо скажем, недешево. По словам Сергея Рощени, одного из руководителей T&C, организаторы предлагали участникам в качестве базовых стенды стандартной застройки площадью 15 кв. м за 5000 немецких марок, за дополнительную к этой площадь желающие доплачивали по 260 марок за метр. Метр выставочной площади под самостоятельную застройку стоил 280 марок.

Тем не менее, большинство участников выставки считает такие затраты оправданными. По данным Рощени, на восьми десятках стендов общей площадью 1800 кв. метров свою продукцию и услуги представило более 200 фирм. Кое-кто даже отводит выставке такое же место в компьютерной жизни республики, какое у нас принято отдавать "Комтеку" - естественно, со всеми оговорками относительно масштабов самого рынка.


Фотографии любезно предоставлены Дмитрием Пекло (компания APC).