Конечно, маловероятно, что спутниковая связь в обозримом будущем станет основной сетевой технологией, однако скептики, традиционно подвергавшие сомнению саму возможность ее использования внутри корпоративных сетей, сейчас вынуждены пересмотреть свои взгляды.

Это связано с тем, что известные на рынке компании и фирмы-новички, предоставляющие услуги космической связи, приманивают клиентов высокой скоростью передачи информации, малым временем задержки сигнала и способностью поддерживать огромные объемы трафика - в том числе и с использованием технологии Asynchronous Transfer Mode.

Спутниковая связь вызывает большой интерес у транснациональных корпораций, отделения которых работают в самых отдаленных уголках земного шара с неразвитой телекоммуникационной инфраструктурой и крайне высокой платой за услуги связи.

Вероятно, наиболее известные спутниковые проекты прошлого связаны с закрытой акционерной компанией Teledesic, учредителями которой являются Гейтс, глава Microsoft, и Крейг Макко, корифей в области сотовой телефонной связи и основатель направления беспроводной технологии в AT&T. Компания Teledesic намерена построить так называемую "Internet в небесах" (Internet in the Sky). Для этой цели планируется заключить контракт с корпорацией Boeing на сумму 9 млрд. долл., который предусматривает создание 288 спутников и их запуск после 2001 года. Однако пока у Teledesic нет даже 10% необходимого капитала.

Компания Comsat предлагает пользователям передачу информации при помощи спутников со скоростью от 1,54 Мбит/с (T1) до 45 Мбит/с (T3). Аналогичные услуги предоставляет компания Orion Network Systems. Служба Comsat способна передавать голос, видео и другие данные в любую точку Земли.

Боб Эган, научный директор компании Gartner Group, отметил, что качество космической связи улучшилось, однако использование ее по-прежнему сопряжено с риском, поскольку сетевые администраторы не могут полностью контролировать процессы, с помощью которых осуществляется управление сетью.

Крис Койл, занимающий в крупной нью-йоркской компании по производству потребительских товаров должность директора информационных систем по Центральной Европе, заметил, что за четыре года работы никаких осложнений не было. Компания Койла пользуется услугами Orion Networks Systems для объединения девяти узлов, находящихся в Восточной Европе, в единую сеть при помощи средств спутниковой связи, на что, по его словам, ушло значительно меньше средств по сравнению с арендой выделенных линий.

"Расходы на цифровую линию от Праги до Варшавы с пропускной способностью 64 Кбит/с составляют 98 тыс. долл. в год", - сообщил Койл.

По сведениям аналитиков, связь удаленных узлов, разбросанных по Восточной Европе, посредством спутника обойдется на 20-30% дешевле, чем при использовании наземной связи.

Однако доля компаний, применяющих спутниковую связь, пока слишком мала и несравнима с основной массой, пользующейся наземными коммуникационными услугами.

"Частично это объясняется ростом доступности альтернативных сетевых услуг в развивающихся странах, - пояснил Филип Редман, старший аналитик Yankee Group. - Чтобы заставить компанию, предпочитающую традиционные средства связи, перейти на спутники, нужны очень веские причины".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями