Пэйн требует открыть сообществу шифровальщиков доступ к алгоритмам, чтобы специалисты могли провести тщательный анализ и определить, в какой степени код поддается расшифровке. NSA отправило свой ответ 4 апреля. В прошлом месяце информация о процессе появилась в Internet.

Помимо доступа к алгоритму Clipper, позволяющему государственным учреждениям расшифровывать закодированные сообщения, Пэйн требует предоставить ему доступ к алгоритму идентификации, с помощью которого контролируется проведение ядерных испытаний в России; доступ к алгоритму проверки правильности данных, содержащихся в соглашениях; к алгоритму, который применяется в электронном замке, управляющем запуском ракет, а также к алгоритму шифрования, используемому для защиты телефонных переговоров военных учреждений и разведывательных агентств.

Кроме того, Пэйн хочет получить доступ к директивам по обеспечению секретности, выпущенным NSA. Он считает, что агентство злоупотребляет своими привилегиями и в соответствии с недавним указанием о рассекречивании обязано периодически проводить обзоры, охватывающие всю закрытую информацию.

В ответном заявлении NSA утверждается, что запрашиваемые Пэйном документы не попадают под действие Закона о свободе информации. Агентство заявляет, что согласно этому Закону существуют исключительные обстоятельства, которые позволяют закрыть доступ к информации. NSA просит отклонить предъявленный иск.

Отношения Пэйна с агентством носят весьма бурный характер с тех пор, как шифровальщик был в 1992 году уволен из Sandia за "агрессивное отношение к заказчику и неоднократное пренебрежение требованиями секретности и защиты информации", как указывается в письме с его места работы.

Пэйн считает, что причиной увольнения послужил опубликованный им отчет, содержащий критику стратегии шифрования NSA. В 1993 году Пэйн предъявил Sandia иск за противозаконное увольнение, однако суд решил дело в пользу организации.

В своем интервью Пэйн заявил, что NSA не хочет открывать технические спецификации алгоритмов, ибо в этом случае несостоятельность защиты станет очевидна. Кроме того, агентство надеется таким образом сохранить доминирующее положение на рынке средств шифрования.

"Невозможно скрыть очевидные вещи, - убежден Пэйн. - Используемые алгоритмы слишком медленны и требуют для реализации очень сложное оборудование. NSA, конечно же, хотелось бы полностью контролировать криптографию. Любое шифрование может производиться только с разрешения агентства".

В качестве подтверждения Пэйн отметил, что международные соглашения защищаются ключом длиной всего 11 бит. Такой ключ значительно короче 48-битового ключа, используемого в алгоритме, на взлом которого у хакеров ушло 13 дней. Алгоритм шифрования, затребованный федеральными властями, подразумевает использование ключей длиной 56 бит.

По мнению Брюса Шнайдера, руководителя компании Counterpane Systems, которая не так давно обнаружила брешь в защите цифровых телефонов, рассекречивание алгоритмов скорее всего не повлечет за собой разоблачения NSA и не отразится на национальной безопасности. Однако публикация алгоритмов могла бы принести громадную пользу сообществу компаний, занимающихся шифрованием. Кстати, Шнайдер является автором одного из широко используемых в правительственных организациях алгоритмов кодирования.

"До введения DES (стандарта кодирования данных) на рынке средств шифрования царил хаос, - признал он. - Последние 20 лет шифровальщики занимались исключительно DES. Получив от NSA возможность исследования других алгоритмов, они вышли бы на новый уровень. Так что интересы одного военного агентства начинают противоречить общим интересам страны".

По словам Шнайдера, NSA не хочет, чтобы криптографы исследовали новые алгоритмы, так как в противном случае могут быть разработаны такие средства защиты информации, которые затруднят основную деятельность агентства - подслушивание.

"Любая надежная система защиты может успешно функционировать, даже если все ее компоненты будут преданы гласности, - пояснил Шнайдер. - В частности, защита кодов запуска ядерных ракет сохранится даже в том случае, если какой-нибудь болтливый сотрудник NSA откроет все секретные алгоритмы".

Это не первое судебное разбирательство, затрагивающее алгоритм Clipper. В 1993 году Центр защиты электронной информации (EPIC) предъявил иск по поводу секретности этого алгоритма и всей связанной с ним информации. Как утверждает Дэвид Собел, юридический советник из EPIC, все возможные аргументы в том деле уже исчерпаны, а решение еще не принято. Руководство NSA считает, что, если государственное агентство раскроет информацию об имеющихся в его распоряжении средствах шифрования, это может представлять риск для национальной безопасности.