Picture После длительной проверки специалисты НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс", получившего право на сертификацию по стандартам ISO от Госстандарта России, признали, что четыре вида сервиса, предоставляемые "Сетью Глобал Один" (услуги по передаче данных и телематические услуги общего пользования; услуги местной, междугородней и международной связи по выделенной сети; услуги местной и междугородной телефонной связи и услуги по аренде международных цифровых каналов связи), соответствуют международным стандартам ISO 9001.

Вручил сертификаты руководству "Сети Глобал Один" генеральный директор НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" Юрий Мхитарян.

Выступивший с ответным словом генеральный директор "Сети Глобал Один" Владимир Аджалов отметил, что поскольку группа компаний "Глобал Один" - совместное предприятие столь известных фирм, как Deutsche Telekom, France Telecom и Sprint, недостатка в предложениях о проведении сертификации не было. Однако его компания по ряду причин предпочла отечественный "Интерэкомс". По мнению Аджалова, только наши специалисты способны разобраться во многих специфических российских проблемах. Естественно, обошлось это компании значительно дешевле - за подготовку организации к сертификации иностранные фирмы берут 150-400 тыс. долл., за саму сертификацию - 200-300 тыс.долл. Услуги "Интерэкомса" обошлись "Сети" значительно дешевле (точная цифра, как водится, коммерческая тайна).

Но, возможно, главная причина в том, что поскольку между "Интерэкомсом" и аналогичными зарубежными организациями нет договоров о взаимном признании сертификатов, то "иностранный" сертификат в России недействителен (соответственно, документы, выданные нашим НИИ, абсолютно бесполезны за пределами России). А документы, выданные "Интерэкомсом", признаются. Скажем, Госсвязьнадзором при проверке деятельности операторов связи.

Начальник управления сертификации средств и услуг связи Госкомитета по связи и информации Юрий Емельянов отметил, что ранее, "при административно-командной системе", существовала некая схема отслеживания качества аппаратуры и услуг. С приходом рынка она была в сильной степени разрушена. В стране продавалось большое количество техники сомнительного качества, услуги предоставлял кто хотел и как хотел. Постепенно с обязательной сертификацией средств связи справиться удалось. С услугами, сертификация которых есть дело добровольное, положение гораздо хуже, поскольку операторы связи, естественно, инициативы особенно не проявляют. Единственное, что может подтолкнуть их к этому - наличие такого сертификата у конкурента, поскольку при прочих равных условиях клиент скорее предпочтет компанию, имеющую какое-то дополнительное свидетельство высокого качества работы.

По словам Емельянова, Министерство связи было готово заняться аналогичной работой еще 1,5-2 года назад, но "сверху" не поступило соответствующей команды. Что, по его мнению, возможно, и к лучшему - это позволило не торопясь разрабатывать систему добровольной сертификации в ожидании того времени, когда возросшая конкуренция заставит операторов связи добровольно пройти нелегкую и дорогую, зато весьма полезную процедуру аттестации.

В настоящее время на очереди за сертификатами ISO - еще несколько компаний (поименно были названы "Комбеллга", "БиЛайн", МСС, ACBT, MMT).

Со своей стороны Госкомитет по связи и информатике тоже решил поощрить хорошую работу подведомственных организаций: 3 декабря прошлого года на Всероссийском совещании руководителей предприятий электросвязи было решено с 1998 года вручать премии лучшему отечественному оператору и лучшему отечественному производителю средств связи.

Стандарты, сертификаты и рынок

Стандарты серии ISO 9000 (как и все остальные стандарты ISO) разработаны Международной организацией по сертификации. Однако к самому процессу сертификации она отношения не имеет и разрешения на выдачу сертификатов ISO не выдает. В каждой стране сертифицирующие организации получают такое право в соответствии с местными законами.

Естественно, при таком подходе не может быть и речи о безусловном признании сертификатов, выданных в другой стране - для этого необходима соответствующая договоренность между конкретными сертифицирующими организациями. А это палка о двух концах: с одной стороны, взаимное признание повышает престижность сертификата и его "потребительскую ценность" (так валюта, признанная во всем мире, ценится выше, нежели та, которая принимается в магазинах одной лишь страны). С другой стороны, признать действие иностранного сертификата означает пустить конкурента на свой рынок. Можно предположить, что пока каждый сегмент контролирует лишь один "сертификатор", он будет держать границу на замке. Если же появится несколько таких организаций, то международное признание сертификатов какой-либо из них может стать важным преимуществом в борьбе за место под солнцем, и этот рынок рано или поздно откроется для иностранных компаний.

Желающим получить подтверждение высокого качества своих услуг есть куда расти: существуют и более "строгие" системы качества, чем ISO 9000. Это "Система всеобщего управления качеством" (TQM) и "Система общефирменного управления качеством".