в нашу жизнь Сеть, можно смело ставить в один ряд с влиянием транзистора и паровой машины Уатта. Однако сила воздействия Сети в том, что оно пока остается недооцененным. Неверно считать, что Сеть - это некий новый инструмент, который можно приноровить для использования в своих целях (хроническая несостоятельность всех коммерческих проектов, связанных с использованием Internet, лишнее тому подтверждение). Как явление эпохального масштаба, Сеть вынуждает меняться нас самих, адаптируясь к новой эпохе - жизни с Сетью.

Попытки сбежать от реальности, отгородившись брандмауэрами и прочей чепухой, заранее обречены. Необходимо либо полностью отказаться от преимуществ работы с глобальными телекоммуникациями, либо признать, что любой достаточно грамотный "посторонний" сможет узнать о вас и вашей компании все. Сложно представить себе фирму в ее современных формах, которая согласится на подобную открытость. Впрочем, идут же коммерческие банки на потери, связанные с мошенничеством при электронных расчетах, поскольку заранее известно, что как бы велики не были убытки от мошенничества, они все равно значительно меньше того выигрыша, который будет получен за счет экономии при проведении операций. Тем не менее аналогии между деньгами и информацией в данном случае не получается. Если потеря одного процента оборотных средств не является смертельной, то утечка даже малого объема приватных документов может иметь для организации летальные последствия.

Поэтому неудивительно, что так много внимания уделяется вопросам "безопасности Internet". Но вряд ли можно считать, что вышеупомянутые "брандмауэры" решают проблему, скорее, это способ, замести вопрос под "ковер". Создать преграду, полностью защищающую частную сеть от постороннего вмешательства, невозможно, как невозможно в наше время отказаться и от работы с Сетью. Нельзя быть немножко в Сети, как нельзя быть немножко откровенным или слегка беременной. Поскольку, как уже говорилось, современная фирма не готова поделиться со всем миром своими секретами, само понятие фирмы будет изменяться в соответствии с новыми условиями.

И этот процесс уже начался. Технология intranet позволяет сделать удаленного пользователя настолько удаленным, что сама принадлежность его к той или иной организации становится спорной. Не трудно вообразить ситуацию, когда в офисе компании будут сидеть генеральный менеджер (и то не всегда) и системный администратор, которые и составят основу новой фирмы. Все остальные сотрудники - внештатники, надомники и проч.

Мне известна по крайней мере одна московская компания, которая 60% своих продавцов снабдила мобильными компьютерами, телефонами и отправила "в поле". Когда эти продавцы выкупят свои компьютеры и мобильные телефоны и наряду с продуктами компании станут продавать что-нибудь еще, их принадлежность к той или иной "фирме" будет весьма относительной. Это не будет означать, что они ушли из фирмы. Фирма стала другой. По аналогии с химией таких сотрудников можно сравнить с валентными электронами - они не принадлежат определенному атому, но благодаря им становятся возможными связи между атомами и в конечном счете возникает сложная структура молекулы.

Кажется, что переход в "в виртуальную" стадию сужает границы фирмы. Остается только ядро сотрудников, без присутствия которых в офисе совершенно невозможно обойтись. Но можно взглянуть на ситуацию и по-другому - виртуальная фирма расширяет свои границы почти до бесконечности. По мере того как многокилометровые расстояния перестают быть преградой для интенсивного обмена информацией, дилер постепенно превращается в сотрудника, зарплата которого состоит из процентов от продаж. То же самое можно сказать и о партнере партнера. Давно замечено, что корпоративная культура является одной из основных составляющих фирмы. В новое время принятие или не принятие этой культуры, а не местоположение сейфа, в котором лежит трудовая книжка, может стать решающим фактором, определяющим принадлежность человека к той или иной организации.

Интересный взгляд на новую фирму изложил главный исследователь компании Sun Джон Гейдж в интервью журналу FastCompany. По его мнению, принадлежность сотрудника к компании и даже его позиция в структуре определяются его электронной почтой, тем, в каких конференциях он участвует и какой объем информации получает. У виртуальной компании может не быть офиса или телефона, но обязателно должен быть Web-узел. Метод ведения бизнеса в такой фирме состоит не в раздаче руководящих директив своим сотрудникам и партнерам, но в распространении информации, побуждающей людей к тем или иным действиям. Человек может сам решить, согласен он или нет с тем, что предлагает фирма, и соответственно стать или не стать ее частью. Исключение адреса из списка рассылки в этом случае равносильно увольнению.

Новые технологии - отличный шанс для небольших компаний. Правильнее сказать, что в новую эпоху само представление о большой и маленькой компании претерпели существенные изменения. Большая фирма - фирма, которая оперирует большими объемами информации, но не обязательно крупными суммами. Состязание Netscape и Microsoft выглядит схваткой равных соперников, хотя финансовые возможности компаний несоизмеримы. Еще один пример из этого разряда - сервер suck (www.suck.com). Узел, который создали и поддерживали 2 (два!) человека, успешно конкурировал с крупнейшеми сетевыми проектами. Сервер предлагал ежедневно обновляемые статьи на околосетевые темы, обильно проиллюстрированные ссылками на другие серверы. К тому моменту, когда проект был приобретен компанией Wired Venture, сервер ежедневно посещало более 10 тыс. человек: с точки зрения Сети, suck был достаточно большой компанией.

Издательство в самом широком смысле этого слова, как совокупность средств распространения информации, всегда играло существенную роль в формировании модели ведения бизнеса. Но сейчас в конце двадцатого века, когда информация превратилась в основной продукт на рынке, роль средств распространения информации велика как никогда. По сути от того, какой будет Сеть зависит, каким будет весь остальной бизнес. Можно уповать на средства "защиты от Internet". Можно не замечать происходящих изменений и пробовать противостоять надвигающимся переменам. Нечто подобное уже пытались сделать луддиты. Безуспешно.


Денис Самсонов - главный редактор журнала "Publish/Издательские технологии". С ним можно связаться по электронной почте: denis@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями