Часть IV. Как бы перебор

Сегодняшний материал хочется посвятить необычной категории трудящихся компьютерного рынка, которых компьютерщиками-то назвать язык не поворачивается. Речь идет об "изучателях рынка"-маркетологах, "марком-координаторах", а также примыкающих к ним рекламистах, PR (в компании "Ниеншанс" - пресс-офицер), "связистах с общественностью" и их многочисленных подвидах типа "медиа-планеров" или "директ-мейлеров". О людях, сфера служебных интересов которых пролегает от отдела продаж до...

Это та категория специалистов, которых нет необходимости "агитировать за советскую власть" - разъяснять, зачем, при наличии благополучной работы, направлять резюме в рекрутинговые агентства. Именно таких анкет всегда больше, чем предложений по их специалисти. Это и обусловливает явление, названное "как бы перебор".

Рассмотрим ситуацию подробнее и выясним - действительно ли их так много, что некуда девать? Для начала определимся с терминами и условимся в данной статье называть всех упомянутых выше спецов маркетологами.

Лишь незначительная часть данных людей - аналитики. Классический же маркетолог - гуманитарий по складу ума и, нередко, по образованию. Поэтому в технократичной IT-среде он почти всегда немного "Баба Яга в тылу врага". А так как именно в исследуемой нами сфере наиболее велико количество дам - выражение может приобретать двоякое значение.

Уметь нравиться - это один из главных профессиональных талантов (навыков?) маркетолога-рекламиста. Что бы там ни утверждали всевозможные правильные книжки по маркетингу. При этом нравиться необходимо не только работодателю, что естественно, но и многим другим категориям народонаселения, включая самую недружелюбную - журналистов. А "уметь нравиться" лучше получается у женщины. Что делать - природа!

Кстати, друзья мои, поверьте рекрутеру с некоторым багажом знаний, не один десяток "специализированных" журналистов хотели бы стать маркетологами, если уже не стали. Что, в общем-то, неудивительно. Ибо именно из журналистской сферы вышло много хороших "маркомов". Язык "подвешен", тексты писать умеет, тусовку, то есть, простите, рынок, знает - ну чем плох(а)? Добавить сюда приличное образование, организаторские способности и знание языка межнационального общения (английского, разумеется) - и вперед на завоевание приличной заплаты.

Именно среди маркетологов наиболее высок процент людей, которые постоянно ищут новые места работы, не испытывая в общем-то в этом потребности. И переговоры-интервью (собеседования) могут проходить лишь для того, чтобы лишний раз себя протестировать. Так сказать, держать в боевой форме. Что, в конечном итоге, просто не может не дать положительного результата. А уж найти безработного маркетолога, так это, практически, невозможно. Что вполне логично для специалиста с формулой успеха "знать рынок и уметь нравиться". С другой стороны, создается видимость большого количества маркетологов, желающих "свалить" от своего нынешнего босса. Но, в большинстве своем, лукавят они. Ну и цену при этом пробуют набивать.

Интересно, что маркетологов компьютерного рынка весьма ценят многие работодатели из других секторов, даже не являющихся смежными. Известно множество примеров, когда "менеджера по рекламе" и "менеджера по маркетингу" из компьютерных компаний приглашали к себе фирмы, занимающиеся дистрибуцией алкогольных напитков (маркетинг известной марки джина), дорожно-строительными(!) работами, поставками оборудования для автосервисов и т.д.

Небезосновательно считается, что компьютерный рынок - один из самых развитых в нашей стране (раздуваем щеки от гордости!), а кадры, имеющиеся здесь, - вообще - "самые-самые". То есть образованные, умные. При этом схемы отношений производитель - дистрибьютор - потребитель хорошо построены и отлажено функционируют. Сверхприбылей нет давно, поэтому профессионализм - важнейший фактор успеха. Дилерские сети существуют уже годы. И, как вы понимаете, на фоне этой почти пасхальной картинки остальные рынки смотрятся лишь как формирующиеся. А многие этапы, давным-давно пройденного для компьютерного рынка, в других секторах лишь грядут. Например, мой добрый приятель, занимающийся продажей кое-какой техники, искренне гордился, что их фирма недавно первой в России получила статус дилера. Вот радость-то! Да, российских дистрибьюторов на его рынке пока еще нет.

Видимо, в этом причина того, что в специализированное кадровое агентство обращаются ну очень далекие от информационных технологий компании (см. выше) за маркетологами-компьютерщиками. Что занимательно, обратного процесса практически не набдюдается: IT-работодатель вряд ли возьмет к себе на работу маркетолога из другого рынка. И заверения, о том что не важно, какой продукт продвигать: материнские платы или ножницы, здесь не проходят. Вот так.

С другой стороны, подавляющее большинство компьютерных маркетологов-рекламистов уходить из IT-бизнеса не хотят. "В телекоммуникации или телефонию - куда ни шло, но не дальше...",- приходилось слышать неоднократно. Впрочем, это касается и других категорий специалистов компьютерного бизнеса.

Продолжение следует


Вы можете написать автору по e-mail: enter@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями