Поскольку перепалка по одним и тем же вопросам в течение стольких лет выглядит в чем-то даже комично и совсем не соответствует имиджу самого интеллектуального и цивилизованного рынка страны, мы решили выяснить, ради чего компании участвуют в этой выставке, чего именно они ждут от нее и чем же именно они недовольны. Для этого на прошедшем "Комтеке" еженедельник Computerworld Россия распространил среди участников анкету, в которой задавались вопросы на самые интересные, на наш взгляд, темы.

Думается, не стоит упрекать нас за то, что некоторые вопросы имели некую "антикомтековскую" направленность. Это было сделано сознательно, но отнюдь не по злому умыслу: раз нас интересовало, что именно не нравится участникам, то и вопросы были как бы "о плохом". Если бы, скажем, цель была выяснить, "за что мы все любим 'Комтек'", то и тональность вопросов была бы иная.

"Вопрос вопросов", который обращают к организаторам любого статистического исследования, - количество респондентов и их "качество". Нам удалось собрать мнения лишь полусотни участников, в основном тех, кто ответил прямо на выставке, поскольку после нее наступили майские праздники, часть анкет потерялась при отъезде с "Комтека" и т. д. (мы получили лишь один откровенный отказ и довольно много просьб переслать им анкету еще раз). Данный опрос, конечно, нельзя назвать полноценным статистическим исследованием, но кое-какие интересные наблюдения, мы надеемся, у нас получились.

Что касается компетентности респондентов, то, естественно, наиболее взвешенные мнения могут высказать те, кто участвует в выставке на протяжении многих лет и, в частности, способен оценить динамику финансовых и бытовых условий. Именно такие фирмы мы и старались задействовать в опросе. Это вполне удалось: почти 75% опрошенных участвовали в "Комтеке" более трех раз, еще 13% - в третий. Так что относительную малочисленность респондентов, на наш взгляд, отчасти удалось компенсировать их опытностью. Еще одна характеристика представительности опроса - размеры стендов фирм, принявших в нем участие; в среднем один опрошенный "занимал" на выставке 98,7 метра.

Но вот провести какое-либо дальнейшее разбиение компаний (по количеству участий в "Комтеке", по видам их деятельности и т. д.) для получения более детальной картины из-за недостатка респондентов мы так и не смогли. Ну что ж, чего нет - того нет.

Итак, зачем же эти немало повидавшие компании раз за разом принимают участие в из года в год ругаемой, в том числе и ими самими, выставке? Для 81% одной из причин, в частности, являются соображения престижа, почти половина (48%) получают от "Комтека" прямую коммерческую выгоду. "Что-либо другое" фигурирует в ответах 23% компаний. В качестве "другого" отмечали поиск дилеров, продвижение торговой марки и предоставление продукции, выявление интереса к разработанным технологиям и т. д. Правда, есть среди "прочего" и крик души - "Это последнее участие в 'Комтеке'" - принадлежащий, кстати, одному из крупнейших производителей компьютеров, то есть такой компании, на какие, по заверениям организаторов, выставка и ориентирована.

Понятно, что "прямую коммерческую выгоду" из выставки можно извлечь лишь если на нее придут посетители. Они же смогут достойно оценить усилия компаний, направленные на поднятие престижа посредством участия в мероприятии.

Мы решили спросить у участников выставки, кого они ждут на своих стендах. Хотя организаторы "Комтека" определяют свое детище как "выставку для специалистов" и всячески стараются затруднить существование на ней всех остальных, 52% участников не прочь видеть у стендов потенциальных покупателей - частных лиц! Конечно, корпоративные клиенты (их посещения ждут 90% опрошенных), партнеры по проектам (73%) и представители госструктур (56%) более желанны, но, стоит ли пренебрегать интересами половины участников? С другой стороны, как оградить от "частных лиц" тех, кто во встрече с ними не заинтересован?

Руководствуясь ответами на предыдущий вопрос, можно перейти к столь же часто обсуждаемой теме: что именно надо сделать для создания на выставке пресловутой "деловой атмосферы".

Четверть участников безусловно одобрили предпринятые (или продекларированые) организаторами меры по наведению порядка. А вот сомнение в их целесообразности выразили вдвое большее количество респондентов - 54%. По 17% решили, что полезна лишь часть этих мер и что усердие администрации только навредило.

У тех, кто взялся комментировать оправданность тех или иных мер, наибольшее одобрение вызвало уменьшение количества бесплатных билетов и связанное с этим изменение состава посетителей. Здесь, безусловно, надо оговориться, что таких откликов было немного, и, возможно, справедливости ради надо было бы добавить вопрос и о том, какие именно инициативы организаторов были сочтены вредными. Как минимум один отклик на эту тему в анкетах нашелся: "Этого (т. е. создания атмосферы - прим. ред.) вообще не удалось достичь, и, наверное, к лучшему".

До недавнего времени одним из козырей организаторов выставки была постоянная стоимость квадратного метра площади стенда (в долларах). Поэтому, казалось бы, все участники должны были отметить, что финансовые условия остаются без изменений. Однако большинство опрошенных (59%) считают, что финансовые условия год от года ухудшаются, лишь 4% отметили улучшение; для 37% все осталось без изменений. Наверное, такой процент недовольных образовался не только за счет роста каких-либо дополнительных расходов и ужесточения условий оплаты (что, конечно, немаловажно), но и изменения общей коньюнктуры компьютерного рынка и, как следствие, финансового "самочувствия" фирм.

Впрочем, для 84,4% опрошенных эти изменения не очень существенны, для 4,4% - очень. Совсем не обращают внимания на финансовую сторону 11%. Но очевидно, что количество недовольных резко вырастет после объявленного увеличения стоимости квадратного метра, за которым, вероятно, "потянутся" и прочие расценки.

Мнения участников относительно сервиса распределились более равномерно: по мнению 43% он ухудшается, для 32% - улучшается, 25% никаких изменений не заметили. При этом вопросы динамики качества сервиса очень важны для 14% опрошенных, относительно важны для 74%, а 12% относятся к изменениям условий обитания философски.

Самый интересный, на наш взгляд, комментарий к этому вопросу: "Так как мы давно участвуем в 'Комтеке', то просто все знакомо, и 'плохое' - обхожу...". Опыт, что и говорить, великое дело.

Что же более всего мешало работать участникам выставки? Наибольшие нарекания вызвали бытовые условия - на них указали 56% опрошенных. Почти половина - 46% - высказали недовольство наплывом случайных посетителей (для другой половины участников, как уже указывалось, они не "случайные посетители", а потенциальные покупатели). Принцип распределения компаний по павильонам (или отсутствие такового) мешал 17% респондентов. Возможно, процент последних был бы выше, если бы мы более удачно сформулировали вопрос: некоторые из отвечавших выражали сомнение в том, что расселение по павильонам проводилось хоть по какому-то принципу.

Комментариев по этому вопросу было мало, и касались они двух тем - плохой телефонной связи (как обычной, так и мобильной) и шума, в том числе и "от соседних стендов".

Ради чего терпят участники все вышеперечисленные тяготы и лишения? Лишь для 21% выставка окупается за счет новых контрактов, еще 31% полагают, что они остались "при своих". Зато ровно половина считает, что неучастие в "Комтеке" принесет убытки за счет потери доверия к фирме как к некредитоспособной. Еще 15% полагают, что выставка не окупается ни в каком смысле.

Еще ярче свидетельствует об имиджевом значении "Комтека" то, что на похожий по смыслу вопрос: "Не опасаетесь ли вы, что неучастие в 'Комтеке' негативно скажется на репутации фирмы", 61% опрошенных ответили - да. Это, пожалуй, самая удивительная из полученных нами цифр; обычно в компаниях отвергают возможность влияния на деловую репутацию фирмы даже гораздо более значимых факторов. Столь же удивительно то, что лишь 4% не задумывались над этой проблемой. Их, пожалуй, можно приплюсовать к тем 35%, которые "не опасаются", раз не задумывались, - значит, для них эти страхи неактуальны.

Так или иначе, 73% респондентов уже решили участвовать в "Комтеке" и в следующем году. "Нет" сказали лишь 4%. Это, конечно, очень немного, но за этими процентами стоят две достаточно известные компании, которые, надо сказать, участвовали в выставке более трех лет и занимали на последнем "Комтеке" достаточно большие стенды. У 23% колеблющихся срок на раздумья совсем невелик, поскольку сдавать деньги на следующий "Комтек" надо уже в ближайшее время.

Кстати, если к 4% твердых "отказников" прибавить половину "колеблющихся", то с большой точностью получатся те 15%, которые считают выставку безусловно убыточной. Трудно сказать, является ли это совпадением или свидетельством величия науки статистики.

При таком большом проценте компаний, собирающихся участвовать в "Комтеке", наш вопрос, в котором мы довольно провокационно интересовались возможностью заменить выставку "альтернативными мероприятиями", должен был повиснуть в воздухе. Однако этого не случилось: отвечая на него, респонденты говорили скорее о том, чем они "Комтек" собираются дополнить (многие из них явно указали на это). Как бы то ни было, ровно треть опрошенных собирается участвовать в каких-либо специализированных выставках, 19% - в выставках отраслевых, а 52% - проводить какие-либо собственные мероприятия.

Последние два "необязательных" вопроса ("Ваши пожелания по поводу следующей выставки" и "То, о чем мы не догадались спросить, а вы хотели бы отметить") были довольно общими, и ответы на них (см. врезку "Комментарии и пожелания") во многом пересекаются.

Комментировать эти пожелания мы не будем, надеемся, что они окажутся небесполезны для организаторов компьютерных выставок (хотя далеко не все названное зависит от них), в том числе - для пресловутого "альтернативного 'Комтека'", идея проведения которого до сих пор живет, хотя и не побеждает. Ну а если на них обратят внимание в Crocus International и Comtek International, это будет просто замечательно.


Анкета Computerworld Россия

Учитывая общую "комтековскую" занятость, большинство вопросов составлялось так, что отвечать на них можно было, проставляя галочки в соответствующих квадратиках, иногда - предлагая свой вариант ответа или комментарий. Надо сказать, что этой возможностью отнюдь не пренебрегали. Отвечая на большую часть из этих вопросов, было не обязательно отмечать только один вариант ответа, поэтому сумма процентов могла превышать 100. Кроме того, в анкете содержались "необязательные вопросы". Часть из них - относительно самой компании (ее название, год основания и т.д.). Еще два ("Ваши пожелания по поводу следующей выставки" и "Что-нибудь, о чем мы не догадались спросить, а вы хотели бы отметить") предполагали развернутый ответ на нечетко поставленный вопрос. Естественно, таких ответов мы получили немного, но они были весьма интересны. Анкеты практически всех компаний содержали информацию об отвечавших, но поскольку этот вопрос был необязательным, все высказывания мы приводим без указания их автора. Впрочем, если у кого-то возникнут вопросы - анкеты у нас в редакции. Далее приводятся вопросы и процент голосов, полученный каждым из вариантов ответа.

1. В который раз Вы участвуете в "Комтеке":
впервые
4,3
вторично
8,5
в третий
12,8
более трех
74,5
2. Что побуждает Вас участвовать в этой выставке:
соображения престижа
81,3
прямая коммерческая выгода
47,9
что-либо другое (указывалось - что)
22,9
3. Кого бы Вы хотели видеть у своего стенда:
потенциальных покупателей (частных лиц)
52,1
корпоративных клиентов
89,6
представителей правительственных структур
56,3
возможных партнеров по проектам
72,9
4. Считаете ли Вы, что "создание деловой атмосферы" на выставке (запрещение разнообразных "ряженых", проведения мероприятий после 18 часов, изменение состава посетителей посредством уменьшения количества бесплатных билетов и т. д.) способствовало более продуктивной работе:
безусловно
25
сомневаюсь
54,2
полезна лишь часть этих мер (если можно, указать, какие именно)
16,7
это только вредит
16,7
5. Если можно, сравните, как меняются год от года
а) Финансовые условия участия в выставке:
улучшаются
4,3
ухудшаются
58,7
остаются без изменений
37,0
Насколько эти изменения существенны для Вас:
очень
4,4
более-менее
84,4
не существенны
11,1
б) Сервис на выставке (удобство пользования телефоном, Internet, буфетами, отношение администрации, в том числе к "неформальным мероприятиям" и т.д.):
улучшаются
25,5
ухудшаются
42,6
остаются без изменений
31,9
Насколько эти изменения существенны для Вас:
очень
14
более-менее
74,4
не существенны
11,6
6. Что более всего мешает работать:
бытовые условия (духота, сквозняки, теснота в проходах, плохая телефонная связь, охрана и т. д.)
56,3
наплыв случайных посетителей
45,8
принцип распределения компаний по павильонам
16,7
7. Насколько выгодным является участие в "Комтеке":
выставка безусловно окупается за счет новых контактов
20,8
затраты и приобретения приблизительно одинаковы
31,3
неучастие в "Комтеке" принесет убытки за счет потери доверия к фирме
50
выставка не окупается ни в каком смысле
14,6
8. Не опасаетесь ли Вы, что неучастие в "Комтеке" негативно скажется на репутации фирмы:
опасаюсь
60,9
не опасаюсь
34,8
не знаю (не задумывался)
4,3
9. Собираетесь ли Вы участвовать в выставке на следующий год:
да
72,9
нет
4,2
пока не знаю
22,9
10. Считаете ли Вы целесообразным для своей фирмы какую-либо альтернативу участию в "Комтеке":
участие в другой, более специализированной компьютерной выставке
33,3
участие в отраслевой выставке (например, посвященной банковской или телекоммуникационной тематике)
18,8
проведение собственных мероприятий, более отвечающих нашим задачам
52,1

На любую проблему можно посмотреть по-разному...

Некоторые варианты ответов (в вопросах 2, 7 и 8) имеют много общего, и сильнее всего их различает местоположение в анкете. Мы пошли на это, дабы, с одной стороны, посмотреть на некоторые проблемы с разных точек зрения, с другой - чтобы придать анкете некоторую временную динамику, ибо вопрос типа "что, собственно говоря, я хочу получить от участия в выставке" задают себе перед тем, как решиться на участие в ней (ответ на него, стало быть, готов к открытию выставки), а "окупилась ли она" и "собираюсь ли я участвовать на следующий год" - ближе к концу мероприятия (поэтому и распространять анкеты мы стали не с первого дня, что несколько уменьшило "базу" опроса, но зато дало анкете некоторую "протяженность" во времени - участники уже могли сопоставить имевшиеся планы с действительностью). Сравнение ответов на родственные, но разнесенные по разным концам анкеты вопросы дало небезынтересные результаты.

Так, например, 81,3% респондентов (вопрос 2) отметили, что одна из причин участия в выставке - соображения престижа. При этом 61% (вопрос 8) опасаются, что неучастие в "Комтеке" негативно скажется на репутации компании, а 50% (вопрос 7) даже считают, что отсутствие на выставке принесет убытки за счет потери доверия.

То есть, если исходить из ответов, "имиджевая составляющая" решения об участии в "Комтеке" не положительная, а отрицательная - участвуют не для того, чтобы было лучше, а чтоб не было хуже. Трудно судить, насколько эффективен и долговечен такой стимул. Те же, кто принял решение участвовать в "Комтеке" под угрозой "потери лица", могут позавидовать компаниям, входящим в холдинг R-Style, ибо негативное отношение его президента Вячеслава Рудникова к "Комтеку" настолько хорошо известно, что может служить отличным объяснением отсутствия членов холдинга на выставке, ставя их финансовое положение выше подозрений (хотя в этом году представителей холдинга можно было встретить работающими на стендах некоторых его поставщиков).

Что же касается финансовой стороны участия, то при 48%, ожидавших прямой коммерческой выгоды (вопрос 2), только 21% респондентов ответили, что выставка окупилась за счет новых контактов, и 31% сочли, что затраты и приобретения приблизительно одинаковы (вопрос 7). Не знаем, можно ли трактовать полученный результат в духе "торговали - веселились...", но разница довольно существенная.


Комментарии и пожелания

  • Дайте больше свободы.
  • Более тематически структурированное распределение компаний по павильонам.
  • Вообще ее не проводить, либо сделать выставку исключительно выставкой ПК.
  • Меньше хамства персонала, шире проходы между стендами.
  • Больше одноразовых бесплатных приглашений, больше четкости в процессе ввоза-вывоза оборудования.
  • Хотим большой стенд, и во 2-м павильоне.
  • Чтобы администрация не урезала еще больше возможности разнообразных promotion-мероприятий.
  • Лучшая организация.
  • Отсутствие "бытовых" проблем.
  • Хотелось бы принять участие в выставке, организованной столь же профессионально, но с гораздо более квалифицированными посетителями и имиджем, привлекательным для крупных корпоративных клиентов и лиц, принимающих решения о закупках сетевого оборудования.
  • Очень мешает работать шум от соседних стендов.
  • Посетителям сложно ориентироваться по тематическому рубрикатору в каталоге. Он плохо отражает реальное предложение фирм-участниц.
  • Не допускать громкий шум (караоке)...
  • Делать билеты на вход подороже, чтобы ограничить посещение выставки школьниками и лицами, не имеющими отношения к компьютерному рынку.
  • Удобный подъезд к выставке городского транспорта (автобуса) и удобная парковка автомашин.
  • Ограничение числа лиц, допускаемых на выставку.
  • Улучшение бытовых условий, качественные изменения в составе посетителей выставки.
  • Снижение арендной платы.
  • Подземный служебный вход прямо на стенд!!!
  • Более чистые туалеты; разумное распределение по павильонам, больше дешевых кафе.
  • Улучшить организацию входа на выставку, не проверять людей на входах в павильоны
  • Группировать стенды фирм-участников по тематике их работы.
  • Более продуманное размещение стендов, отсутствие поп-шоу, в том числе и для "Виста".
  • Количество бесплатных билетов должно быть увеличено, но они должны стать однодневными.
  • Почему нет гардероба для посетителей?
  • Почему отказались от двух дней для специалистов? (речь идет об идее еще более ограничить в течение двух первых дней выставки доступ на выставку, сделав его возможным исключительно для технических специалистов, специально приглашенных компаниями - прим. ред.)
  • Почему "Комтек" не распространяет билеты организациям сам?
  • Высокий уровень "раскрученности" выставки и менеджмента.
  • Выставка превратилась в consumer show, однако организаторы не хотят признаваться в этом, опасаясь потерять крупнейших участников.
  • У "Открытых систем" появились девушки в соответствующих майках. Это приятно.
  • Когда же в Экспоцентре будет нормальная автостоянка?
  • Не надо глупостей, реальной альтернативы "Комтеку" в ближайшее время не будет, поскольку в Москве кроме "Экспоцентра" его негде проводить.
  • Не следует размещать конкурирующие фирмы друг напротив друга.
  • Организовать клуб постоянных участников выставки "Комтека".
  • ВОПРОС: Есть ли протекционизм в отношении западных компаний? ОТВЕТ: да.