Нормой становятся разнообразные Road Show (русскоязычного эквивалента этому явлению пока не придумано, не агитпробегом же его называть).

Безоговорочное лидерство Москвы пока не оспаривается. Второе место долгое время столь же уверенно занимал Санкт-Петербург. Во-первых, это город - колыбель революций, и компьютерная никого врасплох не застала. Во-вторых, здесь, так исторически сложилось, велика прослойка технической интеллигенции, из которой вышли многие действующие лица компьютерной индустрии. Немаловажным фактором стала близость Финляндии, где разместили свои склады многие компании, а также наличие офисных помещений и относительная их дешевизна.

Но все меняется, и борьба за второе место идет чем дальше, тем упорнее. Один из кандидатов на звание "компьютерного города номер два" - Екатеринбург. Однако страна родная по-прежнему невероятно широка, и информация о развитии региональных рынков доходит до центральных изданий крайне нерегулярно. Ниже изложены впечатления двух дней командировки. Конечно, на их основе можно воссоздать лишь крайне приблизительную картину происходящего.

Рост популярности Екатеринбурга объясняется его удачным расположением и благоприятным стечением многих обстоятельств, например относительно благополучным состоянием предприятий города. Большинство из них, например такой гигант, как "Уралмаш", не простаивают, а стало быть, имеют некоторую потребность в информатизации, а главное, и возможность эту потребность удовлетворять.

В городе действуют около 150 компьютерных компаний. Из них десятка полтора - представительства московских фирм. По данным опроса, проведенного местным журналом "Компьютермэн" на последней выставке "Комсофт", наибольшей популярностью пользуются Quorus ACS (компанию назвали 15% от числа опрошенных), "Парад" (13%) и АСК (10%), а из работающих в городе московских компаний - "Белый Ветер" (9%), "Формоза" (6%) и R-Style (4%).

В обычных СМИ реклама компьютерной техники есть, хотя тоже не очень много. Есть и наружная реклама. Более всего запомнился плакат "Лампорта": "Банк лопнет - техника останется".

Товары и цены

В Екатеринбурге выходят три или четыре издания, разного объема и периодичности, содержащих информацию о спросе и предложении. Интерес к ним достаточно велик, и купить удалось лишь одно - "АБВ-техника", которое вышло как раз в день пребывания в городе. Несмотря на название газеты (аббревиатура АБВ расшифровывается как "Аудио, бытовая, видео"), компьютерный раздел занимает около половины ее объема. Изучение раздела дало следующую (весьма приблизительную, конечно) картину.

Более 80% предлагаемых компьютеров оснащены процессорами Pentium с различными частотами, от 75 до 200 МГц, наиболее популярны 133, 100 и 166 МГц.

Из "марочных компьютеров", число которых составляет 40% от общего количества предложений, чаще всего предлагаются изделия Acer, R-Style Computers, Packard-Bell и R&K.

Компьютеров с процессорами 486 предлагается раза в четыре меньше, и практически все - "безымянные"; с процессором 80386 продавался один, да и тот б/у. Спрос на машины с Pentium Pro невелик, и предложение их незначительно. Не так много и ноутбуков, самая популярная марка - Toshiba (почти половина всех предложений), далее идут Compaq и DVM.

Среди 14-ти и 15-дюймовых мониторов безоговорочно лидируют разновидности Samsung SyncMaster, лидеры на рынке 17-дюймовых - Samsung и ViewSonic. Мониторы с диагональю 20 и 21 дюйм пока не популярны.

Цены на компьютеры быстро меняются, а предлагаемые конфигурации весьма разнообразны. Периферийные устройства не страдают этими "недостатками", и информация о самой популярной в городе модели и цена на нее не устареют до публикации.

Среди матричных принтеров вне конкуренции продукция Epson. Другая, собственно говоря, практически не предлагается. Наибольшим спросом пользуются модели LX-1050 (от 295 до 325 долл.), FX-1170 (469-525), LQ-100 (170-199) и LX 300 (167-187). Лидеры среди струйных принтеров тоже привычные: две самые популярные модели принадлежат HP - DeskJet 400 (240-381) и DeskJet 690C (357-429), за ними идут модели Epson - Stylus 1000 (520-607) и Stylus 820 (294-295). На рынке лазерных принтеров, как водится, царит HP со своими моделями - LaserJet 5L (529-605), 6P (929-1100), 5 (1620-1776) и 6MP (1245-1379). Еще предлагается некоторое количество изделий Lexmark. Выбор сканеров невелик, встречаются только продукция HP и Mustek.

Цены более-менее соответствуют московским. Причем выделить сколько-нибудь устойчивого ценового лидера невозможно: компания, предлагающая какую-либо технику дешевле конкурентов, вполне может иметь на другую цены выше среднего уровня.

Нелицензионное ПО в "АБВ" не предлагалось, однако все заинтересованные лица знают соответствующий магазинчик недалеко от центра. Цены в нем тоже вполне московские.

Пресса

Специализированный журнал в Екатеринбурге один - "Компьютермэн". Он издается с конца 1994 года, выходит раз в месяц. Судя по названию, задумывался он как чисто компьютерный, однако в силу обстоятельств немалое место пришлось отдать аудио- и видеотехнике.

В разговоре с сотрудниками редакции тоже не обошлось без упоминания R-Style, причем отношение к компании было двойственное. С одной стороны, ее местный филиал очень охотно снабжает журнал новостями из жизни холдинга и ведет активную рекламную политику. С другой - до недавнего времени филиал получал и раздавал несколько тысяч экземпляров журнала Hard'n'Soft, что, естественно, изрядно мешало "Компьютермэну". Теперь в офисе R-Style журнал продается (правда, не слишком дорого), так что жить стало полегче.

Некоторые другие московские компании к "Компьютермэну" относятся свысока и ни на какое сотрудничество не идут. У местных же компаний поводов для сообщений не очень много, желания дать рекламу - тоже.

Что касается относительной популярности "центральной" компьютерной прессы, то, по данным упоминавшегося выше опроса, наибольшим спросом пользуются "Компьютерпресс", "Мир ПК" и сам "Компьютермэн". В магазине "Техническая книга" более-менее регулярно наличествуют "Мир ПК" (4300-9000 руб. в зависимости от свежести), PC Magazine (3800-4200), "Компьютерпресс" (6000), "Компьютерра" (1400), "КомпьютерМэн" (5000). В филиале R-Style продавался Hard'n'Soft - по 3000.

"Обычные" СМИ проявляют к компьютерной тематике умеренный интерес, разве что в уральском выпуске "Делового экспресса" один-два раза в месяц появляется компьютерная рубрика.

Несмотря на все трудности рынок развивается. В конце 1996 года возобновился выпуск журнала "Уралинформатика", а в Перми появился "Компьютерный компас".

Идите все, идите на Урал?

По отзывам представителей филиалов ряда московских фирм, дела идут хорошо, но, естественно, "могло быть и лучше". Большим препятствием для развития бизнеса является еще и недостаток помещений под офисы. Площадь в Екатеринбурге даже дороже, чем в Москве. Телефонные номера тоже большой дефицит. Поскольку объем капитального строительства невелик, то изменение ситуации в ближайшее время не предвидится.

Тем не менее популярность города в компьютерном мире растет, и он фигурирует в планах практически всех компаний, решивших прирастать регионами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями