Многие энтузиасты машинной графики помнят волну творческого подъема масс, фотовспышки, заголовки в газетах, интервью по телевидению, которые придавали первому ГРАФИКОН'91 настроение праздника. Можно надеяться, что оно сохранится и сейчас, когда оба мероприятия будут проводиться совместно. В свое время ГРАФИКОН способствовал становлению фестиваля АНИГРАФ, а теперь пришла очередь фестиваля поддержать конференцию по машинной графике, которая в силу объективных, а в большей степени, к сожалению, субъективных причин не проводится сегодня как самостоятельное событие.

А жаль. Конференция ГРАФИКОН давно уже получила признание за рубежом, где она стала полноценным брандом. ГРАФИКОН - это серьезное научное мероприятие, но сотрудничество с АНИГРАФ, безусловно полезное как для ученых и инженеров, так и для деятелей искусства и культуры, скорее всего привлечет более широкую аудиторию.

Тематика разделов современной машинной графики настолько широка, что полностью ее могут охватить только конференции типа SIGGRAPH. Масштабы ГРАФИКОН, разумеется, скромнее, однако можно с удовлетворением отметить, что на ней сегодня представлены самые современные проблемы и направления исследований. Опять же, есть возможность убедиться в том, что российские участники продолжают работать в сложных областях, требующих высоких профессиональных знаний и новейшего компьютерного оборудования.

Программа конференции состоит из шести разделов: расчет освещенности и закраски, визуализация, программные и аппаратные методы, обработка изображений и 3D-реконструкция, архитектура графических систем, моделирование.

Особый интерес традиционно вызывают приглашенные доклады - в этом году их три. В приглашенном докладе Нади Магненат-Тальман, постоянной участницы ГРАФИКОН, профессора Женевского университета, рассматриваются вопросы восстановления и сохранения культурного наследия на основе новых информационных технологий, известных как виртуальная реальность. Речь пойдет не только и не столько о статических изображениях, но и об анимации, которая позволяет реконструировать объекты в движении, в динамике. В другом докладе, который представит профессор из Швейцарии Р. Херш, будет рассказано о последних достижениях в цветной репродукции. Несомненно, эта тема заинтересует дизайнеров и полиграфистов.

В разделе расчета освещенности основная часть докладов посвящена точным методам, radiosity и трассировке лучей, позволяющим получить более высокую степень реалистичности, чем методы, применяемые сегодня в коммерческих системах. Оригинальная работа авторов из ИПМ РАН и МГУ посвящена подходу к задаче синтеза одежды и ее визуализации методами МГ.

В разделе визуализации специалисты из США П. Эгберт и Т. Хилтон представили способ применения векторных полей для моделирования и анимации. Генерацию в реальном времени фотореалистичных изображений ландшафта с помощью текстурирования показали сотрудники лаборатории компьютерной визуализации из Новосибирска. Доклад "Визуализация в топологии: сборка на проективной плоскости" российских и немецких авторов должен продемонстрировать, как сложные математические объекты и операции над ними могут быть представлены в наглядной форме.

Отдельный раздел конференции образован из работ по анализу изображений и трехмерной реконструкции объектов. Эта тематика имеет сильную прикладную, в частности, медицинскую направленность, что должен проиллюстрировать, например, доклад специалистов из Новосибирска "Алгоритмы восстановления поверхности и внутреннего строения зуба по плоским срезам". Как всегда, на конференции достойно представлены фундаментальные разработки - немецкие коллеги из Исследовательского института компьютерных архитектур и программных технологий должны рассказать о последних разработках в области графических ускорителей VISA+. Анализу моделирования свободных форм посвящен доклад ученых ВЦ СО РАН "Разбиение плоскости кривыми Безье". На конференции выступают не только маститые ученые с мировым именем - здесь представлена серия докладов, подготовленная молодыми российскими и зарубежными учеными.

Кроме основной программы ГРАФИКОН/АНИГРАФ намечено провести несколько дополнительных мероприятий: встреча "ветеранов" машинной графики и семинар преподавателей в области компьютерной графики.

В таких сферах, как научная визуализация, сегодня уже не обойтись без сотрудничества "физиков" и "лириков" - модели, с которыми работают ученые, стали настолько сложными, что для их эффективного визуального представления требуется фантазия дизайнеров и интуиция художников. Именно в направлении выявления новых решений, лежащих за границей четкого формализма машинной графики, и работает сегодня фестиваль АНИГРАФ, демонстрирующий примеры реального претворения в жизнь науки и практики.

Среди активных организаторов и участников фестиваля АНИГРАФ государственные и правительственные структуры: Администрация Президента, Федеральная служба по телерадиовещанию, Госкино, РФФИ, ГКНТ; общественные организации: Ассоциация аниматоров России, Союз дизайнеров России; отечественные и зарубежные компании: Apple, Intel, Intergraph, Joy Company, SGI, Туламашзавод и УАЗ. В состав жюри конкурсов фестиваля АНИГРАФ'97 вошли известные деятели культуры, журналисты, композиторы, кинорежисеры: Эдуард Сагалаев, Григорий Гладков, Алексей Лысенков, Иван Дыховичный. В числе наиболее интересных мероприятий фестиваля - конкурс видеоработ и конкурс мультимедиа.

Впервые в программу АНИГРАФ включен фестиваль "Мультимедиа CD-ROM", направленный на популяризацию технологий мультимедиа как одного из направлений развития машинной графики и компьютерного искусства. В числе основных мероприятий этого фестиваля - выставочная экспозиция и конкурсный просмотр продукции российских разработчиков мультимедийных CD-ROM. Жюри выберет самые интересные работы по таким номинациям, как: лучший продукт для детей; интересная сценарная идея; лучшая информационная насыщенность; дизайн; лучшее звуковое сопровождение.

Очень привлекательным и поучительным стал конкурс компьютерных игр, среди номинаций которого, кроме лучшей сюжетной линии, наиболее эффектной анимации, лучшей графики станет номинация "худшая игра года". Кроме верхней текущей границы художественного уровня продукции индустрии развлечений фестиваль способствует также определению нижней границы - эталона, ниже которого работать просто неприлично.

Новым решением в программе фестиваля АНИГРАФ стали тематические дни, посвященные обсуждению наиболее актуальных аспектов современной индустрии развлечений. Открывают тематический блок фестиваля дни телевидения, в ходе которых участники могут узнать о состоянии и перспективах цифровых технологий в телевидении, методах оформления и монтажа и способах построения виртуальных студий. Основными застрельщиками в изложении этих тем стали компании Catalyst Silicon Solution, Sony, "Эра" и, конечно, организатор фестиваля - компания Joy Company. Следующий день фестиваля полностью отдан играм и мультипликации. Можно будет воочию увидеть практические реализации теоретических находок, предлагаемых на конференции ГРАФИКОН. Тематический день Intel был посвящен разбору новых технологий, предлагаемых корпорацией для мультимедийных приложений, а также презентациям новых процессоров.

В рамках фестиваля предусмотрены три секции: "Разработка компьютерных игр", "Компьютерная графика в промышленности" и "Графический дизайн и полиграфия", где представлены, в частности примеры использования систем Alias/Wavefront для индустриального дизайна на тульских заводах и УАЗ. Таким образом, от серьезной научной конференции к искусству и индустрии развлечений, - программа фестиваля логично вернулась к вопросам практического применения достижений современных информационных технологий в экономике. Отсюда следует, что у МГ имеется масса направлений возможных применений, а кооперация конференций ГРАФИКОН и фестиваля АНИГРАФ способствует более эффективному их поиску.

Информацию о конференции ГРАФИКОН'97 и фестивале АНИГРАФ можно найти на Web-страницах http://inet.keldysh.ru/GraphiCon97 и http://www.anigraph.ru.