Большую часть этих денег - 42% - заработали владельцы каналов связи, крупнейшим из которых является ATL.

Пользователи потратили 7 млрд. долл. на приобретение Web-серверов. Примечательно, что серверы Microsoft Windows NT имели значительно больший успех, чем Unix- и Macintosh-серверы. Если первых было продано 369 318 штук, то на долю последних пришлось соответственно 166 442 и 23 294 штук. Прогноз по продаже этих серверов к 2000 году таков: Windows NT - 2 000 000 шт., Unix - 443 988 шт., Macintosh - 12 685 шт. "Есть основания полагать, - говорит руководитель Zona Research Стивен Аудиторе, - что к концу столетия серверы Macintosh исчезнут вовсе".

Выход Microsoft на лидирующие позиции на сетевом рынке - самый примечательный итог года. Успех вполне обоснован, так как фирма заблаговременно предусмотрела для всех своих продуктов возможность работы в Internet. Компания освоила практически все существующие стандарты (например HTML и HTTP) и дополнила их рядом собственных стандартов, таких как ActiveX и DCOM. "Microsoft не оставила без внимания ни один из существующих стандартов и ни одно соглашение в области Internet", - заметил Аудиторе.

Серьезным идеологическим конкурентом Microsoft является Netscape Communications со своей объектно-сетевой моделью IIOP/CORBA. Если разработчики начнут делать выбор в пользу ActiveX, само существование Netscape может всать под вопрос, считает глава Zona Research. В любом случае, у Microsoft достаточно собственных разработок для того, чтобы обеспечить себе устойчивое положение в области Internet.

Еще один конкурент Microsoft - фирма Sun, разработчик стремительно набирающего популярность языка Java. "Если Sun удастся с его помощью заметно увеличить объем продаж своих серверов, - заметил Аудиторе, - то это может в корне изменить ситуацию на компьютерном рынке. Поскольку Microsoft серверов не производит, преимущества Sun будет означать, что программы станут бесплатными, а Microsoft перестанет существовать вовсе".

О твердости позиций Sun свидетельствует и факт перехода Эрика Шмидта из Sun в руководство компании Novell. По мнению специалистов, это говорит о предстоящем тесном сотрудничестве между Sun и Novell, в частности об использовании языка Java во всех Novell-продуктах.

Java должна помочь Novell удержать своих клиентов в условиях массового нашествия NT-серверов. А применяемый с Novell Directory Services (NDS), язык Java мог бы ослабить конкурентоспособность модернизации NT-серверов по сравнению с Sun, считают специалисты.

С надеждой смотрит на Java и компания IBM. Она рассчитывает объединить Java и Lotus Notes с сетевым компьютером и с помощью этой тройки повысить популярность своих мэйнфреймов. Аудиторе пророчит IBM большое будущее на Internet, ибо сейчас она лидирует в производстве программного обеспечения для мэйнфреймов.

По словам одного из директоров IBM Чарли Гулотта, эта фирма уже сейчас играет на Internet гораздо более серьезную роль, чем ей традиционно отводят. В качестве примера Гулотта приводит Internet-серверы Domino и RS/6000, а также широкие операторские услуги компании, которые сейчас весьма доходны и имеют хорошие перспективы.

Компания Digital Equipment, в свою очередь, полагает, что развитие Internet приведет к увеличению продаж сервера Digital и широкому распространению реализованной на этом сервере технологии Digital Alpha. Для его "раскрутки" компания образовала специальную группу Digital Internet Business Group (DIBG). Отличительная особенность развиваемого Digital Equipment подхода, по мнению Аудиторе, состоит в возможности управления сверхбольшими серверами.

Президент DIBG Роз Анн Джордано, в целом соглашаясь с этим мнением, уточняет, что компания благодаря новому подходу намерена серьезно развивать весь спектр услуг в области сетевых решений.

Географическая структура рынка Internet за 1996 год претерпела существенные изменения. По данным Zona Research, заметное увеличение активности и рост капиталовложений наблюдались в Австралии, Японии, Великобритании, Германии, Голландии, Швеции.

В отдельных направлениях Internet развивался медленнее, чем ожидалось. Так, пока еще не получила широкого распространения передача мультимедийной информации; электронная коммерция с использованием Internet также развивается не столь бурно. Это, по мнению Zona Research, говорит лишь о том, что скачкообразный рост рынка Internet еще впереди. По прогнозам компании, к 2000 году его объем составит 100 млрд. долл.

Web адрес Zona Research: http://www.zonaresearch.com/.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями