С 7 по 10 апреля в техасском городе Хьюстоне прошел третий Innovate Forum - проводящийся раз в два года съезд сотрудников и партнеров Compaq.

Официально Innovate Forum 97 начинался во вторник, 8 числа, однако в понедельник для приехавших заранее была устроена экскурсия в фирменный городок компании, находящийся недалеко от Хьюстона.

После краткого приветствия собравшихся в довольно быстром темпе провели по нескольким корпусам кампуса, связанным между собой надземными переходами.

Первым делом гостей ознакомили с разнообразными корпоративными реликвиями, собранными в музее Compaq, среди коих запомнились фотография отцов-основателей компании с первым компьютером Compaq, первая материнская плата для процессора 80386 (Compaq первой выпустила компьютер с этим процессором) и т. д.

Затем гостей познакомили с работой некоторых лабораторий; им предоставили возможность через стекло понаблюдать за различными процедурами тестирования, например за работой механизма, неутомимо открывающего и закрывающего крышки полдюжины ноутбуков на предмет выяснения живучести соответствующих деталей.

Далее были продемонстрированы несколько производственных цехов компании, сотрудники которых добивались "совместимости и качества". В каждом цехе стоял знакомый по временам социализма стенд, возвещавший, сколько дней цех отработал без простоев и каково рекордное достижение в этой области, а щит около одного из рабочих мест гласил, что здесь трудится "Победитель недели".

В отличие от многих компьютерных фирм, "зародившихся" в гаражах, компания Compaq была основана в кафе Texas Instruments.

Возможно, поэтому в каждом цехе - все они относительно небольших размеров - помещается своя общепитовская точка, и без дела они отнюдь не простаивали.

Фотографировать во время тура было строжайше запрещено, поэтому снимки, сделанные украдкой и без вспышки, никуда не годились. Про пресс-центр, с компьютерами, принтерами, копировальными аппаратами, модемами и телефонами, по которым можно было позвонить в любую точку земного шара, и писать не хочется - чего себе и коллегам душу травить.

Innovate Forum начался на следующий день. В общественный центр им. Джорджа Брауна (отнюдь не того, который боролся с рабством) съехались участники - около 5 тыс. человек.

Открылся Форум выступлением главы Compaq Экхарда Пфайфера. Пфайфер кратко напомнил, что во времена первого Форума, в сентябре 1993 года, компания имела оборот 7 млрд. долл., в октябре 1995 года (напомню, Innovate проводится раз в два года) - 14,8 млрд., а ко времени нынешнего Compaq вышла на пятое место среди компьютерных компаний с оборотом 18 млрд. К 2000 г. она должна войти в первую тройку. Для этого, по мнению Пфайфера, необходимо переломить стереотип восприятия Compaq как компании, производящей ПК, и занять достойное место на рынке корпоративных систем.

Далее Пфайфер говорил о стратегических союзах, лидерстве в архитектуре, концентрации внимания на решениях, а не на продуктах; не был забыт и лозунг "Все для клиента, все во имя клиента". Докладчик посулил собравшимся две революции (customer value revolution и solution revolution) и провозгласил лозунг "Больше диалогов - меньше монологов".

Наиболее важным изменением в политике компании, наверно, можно считать принятие на вооружение политики прямых продаж. Ранее Compaq всячески демонстрировала приверженность политике "чистых каналов", в соответствии с которой продаваемая техника обязательно должна пройти по цепочке производитель - дистрибьютор - дилер - покупатель, а пропагандируемая расположенной по соседству компанией Dell практика сборки по заказу и продаж по телефону порицалась. Ныне, похоже, Compaq признала приемлемость методов Dell; в свою очередь та, по мере расширения ареала распространения своих компьютеров, начинает отходить от стратегии, которая вывела ее в лидеры, и больше внимания уделять развитию "классических" каналов сбыта.

Впрочем, Пфайфер неоднократно подчеркивал, что техника, которую компания будет продавать сконфигурированной по запросу клиентов, составит всего лишь 10% от общего объема продаж.

Немало места докладчик уделил партнерам, особенно Microsoft и Intel. Их тройственный союз - крупнейшего производителя ПК, крупнейшего производителя ПО и крупнейшего производителя процессоров - Пфайфер назвал "Золотым треугольником", не смущаясь возможными аналогиями из мира наркобизнеса.

Впрочем, среди упомянутых партнеров были и прямые конкуренты Microsoft - Oracle, Netscape и Novell. А следующим докладчиком стал как раз президент последней - Джо Маренджи.

Начал глава Novell с того, что подчеркнул "неразрывную связь" его компании и Compaq, указав, что из миллиона серверов Compaq три четверти работают с ОС NetWare. Кратко остановившись на достижениях Novell в области локальных сетей (в 4 млн. сетей, работающих под NetWare, трудятся 60 млн. пользователей), Маренджи сосредоточился на новых реалиях, относящихся к эпохе Internet. По имеющимся у него данным, 89% крупнейших компаний собираются в течение года обзавестись корпоративными сетями, потратив на это 2,6 млрд. долл., а в ближайшие четыре года на соответствующее ПО будет истрачено около 10 млрд. Естественно, Novell не собирается оставаться в стороне от столь перспективного и быстро растущего рынка. Однако, по его заверениям, продукты Novell не будут напрямую конкурировать с Windows NT и Unix, а, напротив, должны помочь им стать лучше. Особый упор при этом был сделан на непревзойденных пока по большинству параметров службе каталогов NDS и продукте Novell Administration for Windows NT, долженствующем помочь в управлении NT-серверами.

Не был обойден вниманием и язык Java, который, надо сказать, упоминался исключительно как продукт Sun ("Sun's Java", "100 Percent Pure Java"). Тесной дружбе и сотрудничеству компаний, особенно в области Java, будет, вероятно, способствовать и то, что новый исполнительный директор Novell Эрик Шмидт ранее работал в Sun Microsystems.

Нашел Маренджи добрые слова и для других партнеров, список которых отличался от приведенного Пфайфером разве что отсутствием Microsoft. По окончании выступления Маренджи получил от Пфайфера памятный сувенир.

В перерыве между выступлениями Пфайфера и Маренджи для российских журналистов устроили небольшое коллективное интервью с Зелимиром Иличем, который отвечает в компании примерно за развивающиеся рынки стран Европы, Ближнего Востока и Африки, в число которых входит и Россия. Илич заверил, что Compaq не собирается изменять платформе Intel и производить RISC-компьютеры (как IBM, Fujitsu, HP и NEC, опережающие ныне Compaq), ибо, как он считает, ниша, занимаемая ими, невелика и постепенно сокращается под напором ПК-систем. И хотя в Compaq Companion ("наладонный" компьютер с ОС Windows CE) применяются RISC-процессоры Hitachi, а в дешевых моделях ПК - процессоры Cyrix, стратегическим союзником компании и в дальнейшем будет Intel. Естественно, Илич заверил, что Россия для Compaq несмотря на все происходящее на корпоративном рынке остается одним из приоритетных регионов, для нее будут готовиться специальные маркетинговые и прочие программы, учитывающие местные условия. Есть даже идея провести у нас нечто вроде Innovate - такой чести доселе не удостаивалась ни одна страна (кроме США, естественно).

В дальнейших мероприятиях российским журналистам участвовать не пришлось. Так получилось, что ранним утром 9 апреля они тронулись в обратный путь и ознакомились с выступлениями Гейтса и Гроува уже заочно.

В общем и целом, Innovate Forume, как и любое подобное мероприятие, напоминал партсъезд (не стоит считать это определение негативным). С одной стороны, на Форуме была продемонстрирована незыблемость курса, с другой - участников подготовили к некоторым грядущим изменениям в корпоративной политике. Были сделаны заявления о нерушимой дружбе и крепком сотрудничестве, а на проходившей в соседнем зале выставке Global Access Pavilion - продемонстрированы вещественные свидетельства верности пути и плодотворности сотрудничества.

Более серьезные вещи, надо полагать, обсуждались за закрытыми дверями, за которые журналистов не пускали. О том, что такие "двери" были, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в некоторые помещения не пускали даже партнеров - только сотрудников Compaq.

В заключение своей речи Пфайфер помянул Артура Кларка и его книгу "3001: Final Odyssey". Опираясь на нее, он кратко обрисовал захватывающие перспективы компьютерных технологий. По словам Пфайфера, ждать наступления этих времен остается не так уж и долго - всего 501 Innovate Forum.


К Innovate были приурочены сообщения о ряде событий

  • 7 апреля было объявлено, что компания выпустила 30-миллионный ПК. Первый продукт Compaq - портативный ПК - вышел в 1983 году. В соответствующем пресс-релизе компании отмечалось, что по сравнению с этим продуктом у последней модели Deskpro 6000 в 1200 раз увеличилась емкость жесткого диска (10 Мбайт и 12 Гбайт, соответственно), в 125 раз - емкость оперативной (512 Кбайт и 64 Мбайт) и в 42 раза быстрее стал работать процессор (4,77 и 200 МГц). Впрочем, ничего удивительного - в эти 14 лет уместилась вся история IBM-совместимых ПК.
  • Во время проведения Форума Compaq анонсировала серию портативных компьютеров Armada 1500, состоящую из трех моделей. В каждой из них установлены встроенный адаптер, факс-модем на 33,6 Кбит/с, жесткий диск, дисководы для дискет и компакт-дисков (с 10-кратной скоростью считывания), 16 Мбайт ОЗУ, Pentium 120 либо 133 МГц, 11,3 или 12,1-дюймовый цветной дисплей, Windows 95 или Windows NT (по выбору пользователя). Американские цены на модели базовой комплектации - 1999, 2999 и 3599 долл. соответственно. По такому случаю на 8-35% снижены цены на ноутбуки серий 1100 и 4100. Правда - тоже в США.
  • Компания Macromedia избрала Compaq Workstation 5000 в качестве базовой платформы для демонстрации своего нового продукта Final Cut на выставке-конференции National Association of Broadcasters, проведенной в этом году. Final Cut - набор средств для работы с видеоизображениями для открытых систем. Поскольку Workstation 5000 выбрана в качестве платформы для демонстрации работы программы под Windows NT, доволен может быть и Гейтс - NT давно и настойчиво претендует на звание "открытой системы".
  • Прибыль Compaq выросла на 66%

    Чистый доход компании Compaq за первый квартал составил 387 млн. долл., увеличившись на 66% по сравнению с результатами за тот же период прошлого года (234 млн. долл.). Прибыль компании, полученная от продаж, достигла 4,8 млрд. долл., что на 14% выше по сравнению с 4,2 млрд. долл., полученными ею год назад. Благодаря сокращению запасов продукции и другим усовершенствованиям в управлении активами, наличный капитал компании вырос на 358%, составив 4,7 млрд. долл. Руководство Compaq предполагает, что тенденция роста сохранится в течение всего года в первую очередь благодаря введению новых моделей производства и распространению продукции компании, в частности производству и сборке по заказу потребителей.