Все чаще и чаще обеспокоенные работодатели заставляют сотрудников отделов информационных систем подписывать контракты, в которых есть пункт о возмещении расходов на обучение (порой достигающих 10 тыс. долл.) в случае увольнения с работы сразу после завершения курсов. Один работодатель даже подал в суд на своих бывших служащих, дабы запретить им заниматься определенными видами деятельности в другой компании.

Отсюда вопрос: могут ли работодатели предъявлять свое право собственности на навыки и информацию, которые служащие получают за счет компании?

"Пять лет назад возврат денег за обучение производился только в исключительных случаях. Теперь это входит в практику", - сказал Рик Партридж, менеджер по набору кадров в отдел ИС Georgia-Pacific.

В Prudential Insurance Company of America, к примеру, служащие отдела информационных систем, посещающие семинедельный курс обучения Windows NT, должны подписать контракт, обязывающий их проработать как минимум год или уплатить 10 тыс. долл. По прошествии шести месяцев материальное выражение расплаты за уход уменьшается вдвое.

"Мы заинтересованы в том, чтобы эти служащие стали стержнем нового технического отдела", - объяснил Рич в оправдание жесткой политики Делли Санте, руководителя обучения в отделе ИС Prudential.

Практику "драконовских" контрактов работодатели оправдывают необходимостью возмещения миллионов долларов, ежегодно уходящих на обучение. Один юрист, занимающийся проблемами интеллектуальной собственности, сообщил, что контракты очень помогают в суде, когда решается вопрос, имеет ли служащий право на отказ от обучения. Если обучение и подобный контракт являются обязательным условием приема на работу, то служащий может заявить, что договор недействителен, поскольку он был подписан под принуждением.

Менеджерам необходимо с особой тщательностью составлять контракты на обучение, поскольку суды обычно не признают права работодателя на ограничение последующих видов деятельности своих служащих, сказал Питер Адлер, адвокат из юридической компании Oppenheimer, Wolff&Donelly.

Georgia-Pacific недавно потратила около 6 млн. долл. на новую программу обучения для 800 служащих отдела ИС. Однако высшее руководство компании по производству бумаги с доходом в 7 млрд. долл. еще не решило, как будут выглядеть договоры о возврате денег и появятся ли они вообще.

Дело в том, что невозможно точно подсчитать расходы на одного человека: в эти 6 млн. долл. входит стоимость мультимедиа-лаборатории, учебных материалов, услуг и индивидуального обучения служащих.

"Мне не очень нравится ограничивать служащих всякими обязательствами. Однако я бизнесмен, и финансовые условия вынуждают меня пойти на это", - признался Партридж.

В настоящее время идет разбирательство по делу Deluxe Data Systems, подавшей в суд на Visa U.S.A. за хищение коммерческих секретов методом переманивания семи бывших служащих Deluxe. В прошлом месяце судья издал предписание, запрещающее бывшим служащим Deluxe, перешедшим в Visa, участвовать в создании ПО обработки дебетовых карточек, аналогичного тому, которое они создавали для первой компании.

По утверждению ряда юристов, служащие имеют право применять общие знания, полученные в предыдущих местах работы, но не могут использовать описания конкретных продуктов или процессов, которые составляли коммерческую тайну предыдущих работодателей.

"Не все подпадает под определение коммерческий секрет, - говорит адвокат Брюс Брикман. - Вам необходимо идентифицировать все продукты, раздать служащим их описания, опубликовать их, а затем ограничить доступ к коммерческим секретам".

Брикман порекомендовал руководителям отделов ИС трезво взглянуть на вещи и признать, что контракты на обучение не дают стопроцентной гарантии. Их следует рассматривать лишь как средство снижения массового ухода служащих после обучения.

"Я не говорю, что служащие должны оставаться на одном месте до пенсии, дожидаясь почетных серебряных часов. Но мы только что выложили 5,8 млн. долл. и хотим, чтобы служащие подумали дважды прежде чем увольняться", - заметил Партридж.

Энди Хэйфер, старший технолог Hydro Agris North America, рассказал о сотруднике отдела ИС, недавно подписавшем двухгодичный контракт года в обмен на обучение популярным финансовым приложениям SAP AG. Обучение стоит компании около 30 тыс. долл.

"Оборотная сторона" контрактов, по словам Хэйфера, заключается в том, что "они вызывают недоверие, т. е. вы в какой-то степени создаете негативное к себе отношение еще до того, как человек начал у вас работать".

Проблема заключается в том, что все чаще и чаще долг за обучение служащего выплачивает его новый работодатель.

Партридж сообщил, что Georgia-Pacific пока ни разу не выплачивала никаких долгов за обучение. "Однако к нам не раз приходили соискатели, за которыми, по их словам, числился долг в несколько тысяч долларов", - добавил он.

Джим Кеннер, ответственный за набор новых сотрудников в Pencom Systems, знает клиентов, выплачивавших до 15 тыс. долл. за сертифицированного специалиста по Windows NT. Работодатели также не прочь покрывать долги профессионалов, имеющих навыки разработки объектно-ориентированного ПО.

"Когда спрос на специалистов определенного профиля очень велик, 10-15 тыс. долл. не являются препятствием", - сказал Кеннер.

Известно также множество случаев, когда служащие отдела ИС подписывают контракт, пережидают указанный в нем срок и переходят в другую компанию, где зарабатывают гораздо больше, чем получали бы, придя туда сразу после обучения.

"Вы работаете полгода и уходите, набравшись опыта, - говорит Дана Креншо, системный аналитик из TRW. - Таким образом ваш рейтинг повышается".