эту затею в жизнь, казалось, что отбоя от желающих рассказать о своих успехах не будет. Ведь чуть ли не каждая компьютерная компания гордо именует себя интегратором (сетевым или системным) и предъявляет гигантский список своих заказчиков. Но не тут-то было. Как выяснилось, особого желания рассказывать о своих успехах у компаний-интеграторов нет. Так что нам приходится находить интересные и красивые сетевые решения, которые предприятия реализуют своими силами. Интеграторы в этих случаях если и присутствуют, то лишь как продавцы оборудования и ПО. Налицо парадокс, так что не худо бы разобраться, в чем тут дело.

Казалось бы, когда проект уже реализован, делать из него особую тайну смысла нет. Наверное, на ранних этапах проектирования информационной системы некоторые подробности могут быть каким-то образом использованы конкурентами для того, чтобы переманить заказчика (что, кстати, маловероятно, ведь договор уже заключен, проект реализуется...). Но вот уже все работает, казалось бы, можно поделиться опытом для своей же пользы. Однако, когда речь заходит о конкретных заказчиках и проектах, в ход обычно идут аргументы типа: "Мы бы рады рассказать, да заказчик не хочет. У него режимное предприятие (коммерческая структура, банк и т. п.) и он не намерен афишировать подробности работы своей информационной системы". Конечно, если говорить о банках, то в большинстве случаев так оно и есть. Но часто случается, что заказчик-то как раз готов рассказать о том, как ему "сделали красиво", только вот интегратору от этого не будет никакой радости.

Меня, к примеру, крайне удивляет наличие огромного числа компаний, которые гордо сообщают, что их заказчиком является Центральный Банк РФ. Если верить этому, то в Центробанке должно быть установлено оборудование и ПО всех известных и неизвестных производителей на огромные суммы. Конечно, Центробанк - контора продвинутая, и информационная система ему нужна самого высокого класса (на которую и денег не жалко), но не могут же ее делать столько компаний одновременно! Истина, наверное, в другом. Большинство компаний, объявивших себя поставщиками "Его Величества" Центробанка РФ, продали ему десяток компьютеров или несколько коробок с софтом, которые могут месяцами лежать так и нераспакованными. Вот и вся интеграция.

Вообще, с госструктурами в этом смысле работать бывает крайне полезно. К примеру, какое-нибудь министерство или ведомство в своем обычном состоянии денег хронически не имеет. Но иногда ему могут совершенно неожиданно выделить из госбюджета некую сумму на "автоматизацию". И компания, сумевшая попасть в нужное место и в нужное время, может оказаться в большом выигрыше, поскольку госструктуре будет необходимо потратить все выделенные ей деньги на компьютерную технику и не только (обычно в таких случаях до кучи закупается все, вплоть до гвоздей). Главное для министерства или ведомства - это не сэкономить, а потратить все до копейки. Что будет потом с закупленным оборудованием, будет ли часть его разворована и перепродана, часто уже никого не волнует. Не стоит и говорить, что такие "транзакции" происходят к взаимной выгоде руководства договаривающихся сторон. Это тоже гордо называется "Проект для Министерства такой-то промышленности".

Достаточно распространена ситуация, когда государственные предприятия (или даже частные, не очень богатые фирмы) приходят к необходимости модернизировать свою информационную систему, однако не имеют достаточно средств для того, чтобы заказать серьезный проект у интегратора. В этом случае строит сеть и устанавливает ПО сам заказчик, а интегратор выступает как продавец оборудования (ведь специальное сетевое и телекоммуникационное оборудование - это не продукты для розничной продажи, и в магазине их не найдешь).

Я вовсе не хочу сказать, что никто ничего не делает, а только раздувает щеки. И глупо, наверное, призывать к честности в рекламе, где главный лозунг - "Не обманешь - не продашь". Просто описанные выше ситуации весьма характерны для нашей страны и встречаются сплошь и рядом. А слово "маркетинг" вообще понимается как-то странно и уже начало приобретать нехороший оттенок. Цель этой заметки проста - нам хочется доносить до читателей информацию о реальных серьезных проектах, созданных в нашей стране. Многие из них могут служить предметом зависти для большинства западных компаний. К примеру, по темпам внедрения ATM, в связи с тем, что многие сети строятся "с нуля", без груза инсталлированой базы устаревших технологий, мы уже почти не отстаем от Запада.

Так что не надо впадать в крайности. Ведь иногда вполне серьезные фирмы, разрабатывающие вполне реальные проекты, "шифруются" до такой степени, что информации об их деятельности не просачивается никакой. И несмотря на их уверенность, что имеющихся заказчиков вполне достаточно, а остальные появятся "по знакомству", никто не отменял известной истины: для успеха фирмы ее имя должно быть на слуху (неважно, кстати, в плохом или хорошем контексте).

Впрочем, тем, кто не согласен с вышеизложенным, могу предложить не на словах, а на деле доказать обратное, благо и повод есть. Журнал LAN объявил конкурс на лучший проект построения информационной системы предприятия с подключением оной к Internet. Проекты должны быть вполне реальными (иначе сложновато будет воспользоваться призами, которые представляют собой не почетные грамоты, а от двух до двенадцати месяцев бесплатного использования услуг по подключению к Internet, предоставляемых компанией "Совам-Телепорт"). И Internet в них должен быть не прикручен сбоку, а быть именно частью информационной системы. Интересно будет посмотреть, насколько реально, при всей шумихе в прессе, которая сопровождает тематику Internet, использование ресурсов этой глобальной сети в нашей повседневности.


Кирилл Терлекчиев - главный редактор журнала "LAN Magazine/Русское издание". С ним можно связаться по электронной почте: kirill@osp.ru