Продолжение. Начало в # 13 от 8 апреля

Пролетая мимо стенда...

Как уже отмечалось в прошлом номере, из-за нехватки времени осмотр большей части выставки происходил на бегу. Серьезных выводов из увиденного сделать, конечно, нельзя, поэтому отмечу лишь то, что показалось интересным и по каким-либо причинам не было замечено журналистами других изданий IDG.

Компания Aztech, один из крупнейших производителей звуковых плат и прочих мультимедийных принадлежностей, решила выйти на новый для нее рынок, выпустив миниатюрный принтер, встраиваемый в пятидюймовый слот ПК. Пока максимальный размер цветного изображения довольно мал, но качество вполне терпимое.

Компания Samsung, известная у нас более всего мониторами, впервые представила свои Alpha-серверы. Похвальная оперативность - договор с DEC о лицензировании производства процессоров Alpha последней был заключен в июне.

Едва успели утихнуть споры по поводу целесообразности дисководов для компакт-дисков с 8-кратной скоростью считывания (программ, требующих подобных скоростей передачи данных, крайне мало), как бельгийская компания Plextor выпустила первые образцы дисководов с 20-кратной скоростью.

Одно из активных действующих лиц NC-революции компания Acorn впервые "вывела в свет" свои сетевые компьютеры - Acorn NC и Home NC. Надо сказать, что от лозунгов Скотта Макнили и Ларри Эллисона о "компьютере за 500 долларов" и "поддержке стоимостью 1250 долларов в год" мало что осталось. Так, в моделях Acorn NC есть порты для соединения с линиями ISDN и ATM, встроенный модем со скоростью 28,8 Кбит/с, не говоря уже о рутинном порте Ethernet. Home NC, конечно, попроще (нет портов ATM и ISDN - вряд ли к кому на дом проведены соответствующие линии), однако тоже не производит впечатления копеечного устройства: 32 Мбайт оперативной памяти, 8 Мбайт ROM, клавиатура и джойстик, работающие через инфракрасный порт и много других "примочек". Возвращение к сетевому аскетизму десятилетней давности, похоже, не состоится - за "эпоху Windows" все уже привыкли к красивой жизни.

Впрочем, выставка - это возможность не только показать продукты, но и сделать важные заявления о политике и стратегии компании, важнейших событиях в ее жизни. Например, для Exide Electronics, по словам Кари Коли, руководителя отдела продаж российского представительства компании, важнее было продемонстрировать единство двух составляющих Exide - собственно Exide и приобретенной у компании Fiskars линии ИБП. Соответственно, главный лозунг момента для Exide Electronics можно было перевести, как "Одна компания - две торговые марки".

Что же касается "стратегических направлений развития", то если считать важность темы прямо пропорциональной отведенным под нее павильонам, лидеры - "Информационные технологии" (в эту категорию вошли и компьютеры, и периферия, и многое другое), занявшие пять с половиной павильонов, по пять достались разделам "Программное обеспечение, консалтинг и услуги" и "Телекоммуникации".

Впрочем, эта оценка весьма относительна: павильоны, как и стенды, имели очень разную площадь. Причем соотношение размеров последних иной раз вызывало удивление. Так, стенд малоизвестной у нас Star Division (выпускающей интегрированный пакет StarOffice) был лишь немногим меньше, чем у Microsoft, а хорошо известные у нас Hayes, Boca Research или American Megatrends ютились бок о бок на одном из американских "городков". Впрочем, возможно, благодаря их известности, этим компаниям и не надо особо тратиться, кому надо - те найдут.

По стендам производителей ПО отчетливо чувствовалась разница между нашими 96% (плюс-минус 2%) пиратских копий и среднеевропейскими 50%. Причем большую экспозицию могли себе позволить не только хорошо известные у нас компании (хотя бы по пиратским копиям программ), но и "локальные", нам доселе неведомые и нимало не страдающие от своего отсутствия на нашем огромном, перспективном, но очень уж пиратском рынке.

Естественно, что у отечественных разработчиков это удивление было смешано с большой долей горечи и зависти, ибо, выпуская ничуть не худшие продукты, они, большей частью, ютились на двух довольно тесных коллективных стендах.

"Наши"

Распечатка справочного бюро EBi поведала о 46 российских, 29 украинских и 23 белорусских участниках (эти данные не совсем точны: некоторые компании, по крайней мере российские, в последний момент отказались от участия, зато другие присутствовали негласно на стендах зарубежных партнеров). Большая часть их обреталась на коллективных стендах своих стран, и лишь немногие рисковали своими деньгами, в надежде привлечь к себе большее внимание. Из других союзных республик удалось найти только стенд оргкомитета выставки Infobalt.

История организованного участия российских компаний в CeBIT началась в 1994 году. Тогда отечественная экспозиция, организованная Госкомитетом по науке и технологиям и Международным союзом приборостроителей, разместилась на двух небольших стендах. На каждые две-три компании было выделено нечто вроде "мини-стойки", на которой они демонстрировали свои достижения. Несомненным достоинством стенда было то, что он предоставлялся бесплатно (кроме двух вышеперечисленных организаций этому поспособствовали и устроители). Столь же несомненным недостатком - отсутствие возможности полноценно пообщаться с клиентом.

Что же касается представленных нашими компаниями продуктов, то, очевидно, по крайней мере на нынешнем этапе, мир не интересуют ни российские компьютеры, ни системные интеграторы, ни дистрибьюторы, ни тем более, взгляды отечественных пророков на развитие российского и мирового компьютерного бизнеса и прочие столь же увлекательные проблемы. Большая часть представленных отечественных разработок была программной: разного рода "языкозависимое" ПО, антивирусные программы и т. д. Безусловно, в таких условиях был неизбежен "дубляж": две компании представляли антивирусные программы ("Диалог-Наука" и антивирусный отдел "Ками"), две - операционные системы ("Физтехсофт" и Paragon Technologies) и т. п. Отечественное распознавание символов представляла лишь BIT Software, однако была и Cognitive Technologies - как выяснилось впоследствии, она разместилась на стенде Kodak.

Стоять отдельно рискнули немногие - неразлучная парочка "Кирилл и Мефодий" с NMG расположились в мультимедийном павильоне, в нем же был стенд "Мультимедиа-Клуба". На одиночное плавание отважилась "Про-инвест-консалтинг" (программа Project Expert).

А вот белорусский стенд решал задачу геополитическую: по словам представителей братской республики, главная цель участия белорусских компаний как в CeBIT, так и в остальных международных выставках - рассказать всем о том, что Белоруссия вообще существует, ибо многие до сих пор не верят, что есть такая страна "между Россией и Польшей".

На стендах ряда зарубежных компаний трудились представители российских офисов. В основном они помогали обслуживать русскоязычных посетителей - выходцев из бывшего СССР, которых оказалось неожиданно много, и представителей российских компаний, приехавших на выставку, дабы посмотреть на продукты (особенно те, что до России по каким-либо причинам пока не дошли), оценить тенденции, заключить договора и т. д. Несколько большую активность проявили сотрудники российского представительства Siemens Nixdorf, которые встречали клиента в аэропорту, устраивали в гостиницу и доставляли на выставку, где и показывали те самые продукты компании, которых еще нет в России.

Все российские участники остались довольны итогами выставки. Порадовала их как организация ("никого из официальных лиц не видно, а все работает как часы"), так и уровень посетителей. Что тоже понятно - около довольно скромного на вид "общероссийского" стенда останавливались только те, кому это действительно было нужно.

Отсутствие на мировом рынке российской техники тоже, возможно, временное явление. По мнению руководителя отдела российского представительства Hitachi Андрея Соловьева, российские портативные компьютеры не только вполне конкурентоспособны по цене, но при этом их конструкция проработана гораздо тщательнее, чем у большинства ноутбуков малоизвестных тайваньских фирм. И, на его взгляд, появление российских компьютеров в Европе - дело не такого уж далекого будущего, ибо многие известные российские сборщики или уже пришли в этот сектор рынка (DVM, R-Style Computers), или собираются сделать это в ближайшее время ("Вист").


Будут деньги - будет и CeBIT

Впечатлениями от первого посещения CeBIT поделился Александр Федоров, генеральный директор компании "Экспосервис", одного из организаторов отечественных выставок.

Каковы Ваши "профессиональные" впечатления?

На CeBIT я впервые увидел великолепную организацию потока посетителей и участников. Мы специально приехали рано, чтобы понаблюдать, как заезжают автомобили на стоянки. Два человека указывают, где парковаться. Когда места заполняются, они бегут и открывают следующие ворота. Поток моментально поглощается выставкой, и движение транспорта ни на секунду не останавливается. Я сразу подумал о необходимости второго выхода со станции метро "ВДНХ", который, кстати, уже строится.

Легко ли было ориентироваться на выставке?

На выставке работает уникальная бесплатная справочная система, весьма облегчающая поиск необходимых стендов. В каждом павильоне находится несколько кабинок, в каждой - сотрудник с компьютером и принтером. Мы попросили выбрать участников по рубрике "торговые системы". Получили распечатку, содержащую информацию о 52 фирмах: номер павильона и номер стенда. Вся процедура, включая стояние в очереди, заняла четыре минуты. Все это привело нас к мысли о создании подобной справочной службы и на наших выставках.

Что Вы можете сказать о павильонах и стендах?

Меня поразила простота павильонов. Они сделаны из недорогих материалов и без каких-либо архитектурных излишеств. Удобны подъездные пути к выставке и в павильоны. Благодаря значительным размерам павильонов шум от оркестров или громогласных презентаций, гасится и не мешает так сильно, как это происходит у нас.

Стенды разные. Мы видели стенды площадью 400, 600 и даже 800 м2, в то же время рядом с этими гигантами великолепно уживаются "крохи" в шесть, восемь и десять м2.

С чем Вы можете сравнить выставку в Ганновере?

ВДНХ 1956 года, но размеры поменьше, а плотность павильонов больше. В Ганновере продумано все до мелочей, и мне кажется, что какие-то усовершенствования уже невозможны. Выставкой живет вся Германия, на ее открытие приезжают первые лица страны.

Такая выставка - лучшая реклама продукта. Однако ее можно провести лишь там, где есть деньги. Будут в России деньги - и наша страна тоже "поднимет" свой CeBIT. Пока хватает одного "Комтека". С другой стороны, если сейчас в России проводить подобную выставку мирового масштаба, то, к сожалению, делать это негде.

- Вопросы задавал Владимир Нескоромный