О бессмысленности некоторых сравнений

Ругая "Комтек", крупнейшую отечественную выставку, ее обычно сопоставляют с CeBIT - на ней-де и цены ниже, и порядку больше и каталог - лучше. В свою очередь, организаторы "Комтека", оправдываясь, кивают на то, что на CeBIT и цены за вход выше и порядку больше - никто не устраивает шоу для случайных посетителей, музыку на полную громкость не запускает и вообще не мешает друг другу.

И те и другие правы в своих претензиях. И неправы. Но, главное, эти сравнения не имеют под собой реального основания, ибо выставки находятся в разных весовых категориях. В "Комтеке" принимают участие 600-700 компаний. В CeBIT - почти семь тысяч. Достаточно просто вообразить, что будет представлять из себя "семитысячный Комтек". Все, кому я предлагал представить себе это вавилонское столпотворение, испуганно махали руками: "свят, свят"...

PictureВпрочем, есть у выставок и общее. Несмотря на то что "потребительский" CeBIT выделен в отдельную выставку - CeBIT Home, которая пройдет осенью, разнообразных акций, направленных на привлечение внимания конечного пользователя, было достаточно. Бродили разнообразные клоуны и прочая передвижная агитация. Раздавались всевозможные сувениры. Музыка играла. Пресловутых "случайных" посетителей (если, конечно, можно считать совсем случайным человека, заплатившего 50 марок за вход), собирающих все подряд, тоже было немало. Присутствовал в немалом количестве даже наиболее забавляющий меня отечественный тип посетителя - девушка с круглыми от впечатлений глазами, добросовестно собирающая все, что попадается под руку: пакетик - так пакетик, проспект по объектным технологиям - тоже пригодится.

Некоторые каталоги (всего их было три или четыре вида, не считая специализированного - для прессы), так же как и у нас, были не совсем точны и содержали информацию о некоторых отказавшихся от участия компаниях и/или не упоминали о компаниях присутствующих.

В последний день выставки коллекционеры из среды участников вовсю менялись между собой фирменными сувенирами. А девушки-демонстраторши мониторов Hitachi прямо на рабочем месте вовсю развлекались пушистыми сувенирными зверюшками с логотипом конкурента - компании Samsung, пока не пришел суровый начальник и в достаточно категоричной форме не воззвал к их корпоративному духу. В общем, ничто человеческое никому не было чуждо.

Тем отчетливее на фоне этих примеров "одинаковости" выступали некоторые существенные различия. Например, никто не рвался преграждать доступ в павильоны с половины шестого, как это принято делать в "Экспоцентре". Более того, каждый вечер на многих стендах после 18:00 (времени официального закрытия) начинался "праздник жизни": люди пили пиво, закусывали, знакомились. Даже угощали посетителей, которых никто и не думал выгонять. Посетители, в свою очередь, не стремились толпиться в относительно душных к вечеру павильонах и гуляли между ними. Вообще, за все дни я не увидел внутри выставочного комплекса ни одного охранника (я, кажется, забыл сказать, что билет предъявляется один раз - на входе в комплекс, а в павильоны проход свободный). Более того, наши стендисты говорили, что за все время не видели вообще никого из администрации, но тем не менее все работало как часы.

Впрочем, и идеализировать посетителей (или служащих) тоже не стоило - могло выйти боком. Так, компании NMG и "Кирилл и Мефодий", стоявшие в мультимедийном павильоне, несколько утратили бдительность, вследствие чего с их стенда украли системный блок демонстрационного компьютера. Когда они пришли с заявлением в соответствующее подразделение администрации, то там им показали толстую пачку аналогичных заявлений и поведали, что после каждой выставки в городе стихийно образуется маленький рыночек, на котором продаются краденые экспонаты. "В этом году, среди прочего, будет продаваться и компьютер R-Style", - с некоторой гордостью поведали мне представители отечественной мультимедии. Проникновенье наше по планете....

О хорошем отношении к лошадям

Вот уж чем CeBIT разительно отличается от отечественных мероприятий - так это отношением к журналистам. И это при том, что людей с оранжевыми буквами "PRESS" на груди (или поясе) было очень много. За это их не ругали, "ходют-де тут всякие", а наоборот - выделили для прессы отдельное трехэтажное здание, компьютеры, немалый штат для обслуживания, бесплатно выдавали 36-марочный каталог и еще один, сделанный специально для прессы, в котором помимо прочего указаны ответственные лица, к которым можно обращаться со всеми вопросами.

Журналистский бэдж давал право на бесплатный каталог и проход на выставку, посещение всех мероприятий. И даже почти бесплатно парковать автомобиль. Говорят, в пресс-центре журналистов даже кормили-поили, но поручиться не могу, ибо был там всего два раза: первый - когда получал аккредитацию, второй - когда зашел за фотографиями. Фотографировать на выставке запрещено, как и у нас, о чем уведомляли надписи на входах в павильоны. Однако на журналистов этот запрет не распространялся. Правда, им это было и не очень-то нужно: на стендах в пресс-центре можно было выбрать понравившиеся фотографии, заказать их и получить через пять минут. Бесплатно. После этого покажется абсолютно естественным, что все компании не поленились подготовить для журналистов материалы, которые можно в любое время взять в том же пресс-центре со специальных лотков.

Продолжение, в том числе рассказ о соотечественниках, - в следующем номере.


Немного статистики

Выставка CeBIT'97 проходила в Ганновере с 13 по 19 марта. Она заняла 23 павильона общей площадью 350 тысяч квадратных метров знаменитого выставочного комплекса Deutsche Messe. В выставке приняли участие 6855 компаний из 65 стран. На первом месте по численности, конечно, хозяева - около 4 тысяч компаний. На втором - США (445 участников), далее идут компании с Тайваня (401), из Англии (300), Японии (150). Справедливости ради надо отметить, что многие крупные американские и японские компании (IBM, Hewlett-Packard, NEC и ряд других) зарегистрировались как немецкие. Впрочем, к этим цифрам надо отнестись с некоторой осторожностью: некоторые компании отказались от участия, но фигурировали не только в заранее напечатанных каталогах, но и в базе данных справочной службы EBi (в каждом павильоне размещалось несколько киосков этой службы, в которых можно было получить устную или печатную информацию, например распечатку с краткими данными обо всех российских компаниях).

Точное количество посетителей неизвестно, во время проведения выставки назывались разные цифры - и 800 тысяч, и миллион, по окончании оценки стали посдержанней - тысяч 600-650.

Входной билет стоил 50 марок (около 30 долларов), для студентов и школьников - 20 марок. Каталог (538 страниц и компакт-диск) - 36 марок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями