Часть II. Цифровые магистрали России

В 1988 году были предложены первые связи: TAT-8 - через Атлантический океан и TCP-3 через Тихий океан. Сразу появилась идея создать на их основе Глобальное цифровое кольцо связи через три океана (Тихий, Индийский и Атлантический) и три материка (Азию, Европу и Северную Америку). В конце 1998 г. Министерство связи СССР обратилось к ряду администраций связи и международных компаний с предложением о строительстве на территории бывшего СССР (на нынешней территории России) цифровой магистральной волоконно-оптической системы. Такая магистраль эффективно бы замыкала Глобальное цифровое кольцо, поскольку оказывалась на 20-30% короче варианта через Индийский океан и проходила по территории только одной страны. Данное предложение мировым сообществом было тогда одобрено, и началось проектирование. Интересно отметить, что при разработке проекта в 1989-90 гг. передача информации для Internet даже не упоминалась, зато учитывались видеоконференции, телевидение высокой четкости и "цветное факсимиле"?. Таким образом, всего за 5-6 лет до Internet-бума ничего подобного не предполагалось и в стратегическом, перспективном трафике не учитывалось.

За время, прошедшее с тех пор, замысел претерпел существенные изменения, в том числе - связанные и развалом СССР. Теперь окончательный проект состоит как бы из четырех проектов: Западного, Южного, Восточного и Центрального, реализация которых идет быстрыми темпами. Первые три проекта воплощены в основном в виде волоконно-оптических линий связи; Центральный - в радиорелейной линии. Заметим, что более ранние части этого гигантского замысла ориентированы еще на плезиохронную цифровую иерархию (PDH), в то время как последние - на синхронную цифровую иерархию (SDN). В перспективе предусмотрен переход всей системы цифровых магистралей на работу в режиме SDH со скоростями 622 Мбит/с и 2,5 Гбит/с. Продолжаются и работы по проектированию и строительству волоконно-оптической транссибирской линии (ТСЛ), но со значительным отставанием от первоначальных сроков.

Первым этапом создания магистралей цифровой связи стало строительство и введение в эксплуатацию в 1993 году Западного участка Дания - Россия - морской волоконно-оптической линии, соединившей Копенгаген и Кингисепп. Длина линии 1210 км, скорость передачи 565 Мбит/с (2 плезиохронные системы NL-5). Строится магистральная ВОЛС Москва - С.-Петербург.

Восточный проект (Россия - Япония - Корея) завершен в 1995 г. Основой этого проекта служит морская волоконно-оптическая линия Находка - Наоэцу - Пусан длиной 1762 км со скоростью передачи 560 Мбит/с (PDH). Работы по строительству линии осложнились тем, что необходимо было сохранить ранее проложенные международные кабели. Морской участок соединен с наземным Находка - Хабаровск (длина 935 км, скорость передачи 622 Мбит/с - две системы SDH фирмы Siemens).

В последующие годы реализовался Южный проект: морская оптическая линия ИТУР (Италия - Турция - Украина - Россия) - Палермо - Стамбул - Одесса - Новороссийск длиной 3540 км, скорость передачи 565 Мбит/с (две системы PDH компании Alcatel) плюс наземная волоконно-оптическая линия (оборудование поставляет Siemens) Новороссийск - Ростов-на-Дону - Москва, длиной 1683 км, скорость передачи 2448 Мбит/с системы SDN.

Сделаем небольшое отступление и расскажем о том, какими способами уплотняются оптические магистрали. Пропускную способность оптического кабеля (суммарную, всего кабеля, а не отдельного волокна) можно увеличивать тремя путями: ускорением передачи сигналов по одиночному волокну (временное уплотнение), введением частотного (волнового) разделения каналов в волокне (спектральное уплотнение) и увеличение числа задействованных волокон в оптическом кабеле (пространственное уплотнение). Закладывая проектные возможности линии, ориентируются на скорость передачи и число оптических волокон значительно большие, чем требует трафик - образуют резерв. Первый и третий способы повышения пропускной способности построенных магистралей широко практикуют уже сейчас. Спектральный (волновой) метод уплотнения пока еще не используется.

Особенно широко применяется в последнее время пространственное уплотнение. Произошло это потому, что оптическое волокно быстро дешевеет и составляет в стоимости линии единицы процентов. Следовательно, выгодно с самого начала заложить в магистраль избыточное (в несколько раз) количество оптических волокон, с тем чтобы по мере исчерпания ресурса кабеля вводить все новые и новые пары волокон в действие. Указанный прием больше любят в наземных линиях, где прокладка нового кабеля сложна, а установка дополнительной аппаратуры никаких трудностей не вызывает.

На морских и, особенно, океанских линиях идут чаще первым путем. Применяя очень хорошие (и дорогие) оптические волокна, с оптическим же усилением, помещают их в кабель немного (2-4 пары), а увеличение пропускной способности достигают за счет повышения скорости передачи сигналов, в основном - до следующей ступени SDH. Использование оптического усиления позволяет, кроме того, увеличить длину участка регенерации в 2-4 раза, что для океанских волоконно-оптических линий крайне важно. Такими способами в уже построенные повсюду и еще только строящиеся оптические линии закладывают большой резерв пропускной способности.

Теперь посмотрим оставшиеся участки Западного и Центрального проектов цифровых магистралей, которые выполнены радиорелейными линиями. Цифровая радиорелейная линия Москва - Кингисепп - С.-Петербург протяженностью 875 км дополняет сеть магистралей в Северо-Западном регионе и дает выход на Европу. Оборудована линия аппаратурой компании NEC (Япония) на 4 канала (ствола) пропускной способностью по 140 Мбит/с.

Самую длинную в мире радиорелейную линию Москва - Хабаровск соорудил международный консорциум, куда вошли Siemens (Германия) и NEC (Япония). Координацию проекта осуществило АО Ростелеком. Линия длиной 7712 км работает в режиме SDH, имеет 6 рабочих и 2 резервных ствола пропускной способностью 155 Мбит/с каждый. Занимаемые частотные диапазоны: 3,4-3,9 ГГц; 4-5 ГГц; 5,7-6,2 ГГц. На этой линии установлено оборудование фирмы Siemens из семейства станций DRS 155. Цифровая радиорелейная линия имеет выходы к сетям связи других стран: через Москву, Петербург и через Западный участок - на Копенгаген (Дания); через Восточный участок (Хабаровск, Находка) - на Японию и Южную Корею; на юго-западе - через Южный участок (Ростов, Новороссийск), на Украину, Турцию, Италию (см. проект ИТУР). Линия построена за короткий срок - около двух лет - и сдана в постоянную эксплуатацию.

На этом мы заканчиваем рассмотрение основных магистралей России, входящих в Глобальное цифровое кольцо связи (по проекту). В следующий раз попробуем разобраться, как развиваются трансокеанские линии связи и вместе с тем посмотреть на возможности образования мощных потоков цифровых сигналов местных и региональных сетей.


С Давидом Гальперовичем можно связаться по телефону: (095) 583-5472.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями