Photo

Глава компании Oracle Ларри Эллисон во время своего тура по странам Азии встретился с редактором Computerworld Гонконг Доном Теннантом.

В прошлый раз в марте 1995 года мы говорили с Вами о возможном приобретении Oracle компании Lotus Development. Тогда Вы сказали, что время покажет, состоится ли эта покупка. Сожалеете ли Вы о том, что IBM Вас опередила?

Нет.

Насколько серьезными были Ваши намерения в отношении Lotus?

Мы не очень рассчитывали на это. Я несколько раз встретился с бывшим исполнительным директоров Lotus Джимом Манзи, но как бы то ни было, в конце концов оказалось, что мы совершенно по-разному оценивали стоимость Lotus.

Теперь Вы держите курс на Apple Computer. Какова история этого решения? Насколько серьезными были Ваши намерения в отношении Apple после того, как оттуда ушел Майкл Спиндлер?

Очень серьезными. Мы даже приготовили деньги, но Стив отказался от этого шага. Я всегда считал Apple компанией Стива. Он мой лучший друг, и я дорожу нашей дружбой. Мы решили повременить. Это был его выбор.

Вам известно, как отреагировал Джобс, когда его пригласили обратно в Apple, т. е. предложили компании Next войти в ее состав?

Он считает, что технология Next может серьезно помочь Apple, и мы тоже в это верим. Я не сомневаюсь, что Next поможет, но было бы еще лучше, если бы в Apple более внимательно прислушивались к мнению Стива.

А каковы его предложения?

Я не уверен, что имею право рассказывать все, что об этом знаю. Стив считает, что некоторые вещи в Apple нужно менять - и я не хочу это обсуждать. Джил Амелио, исполнительный директор Apple, может согласиться с этим, а может и не согласиться. Этого мы не знаем.

Вы бы купили Novell, если бы цена была приемлемой?

Я покупаю все, если цена приемлемая.

Я заметил, что Oracle отказалась от участия в проходившей в Нью-Йорке выставке DB/Expo. Объясняется ли это с желанием избежать сопоставления с Informix, которая привлекла всеобщее внимание, выступив со своим INFORMIX Universal Server?

Наш опыт участия во всей всех этих выставках заставил прийти к выводу, что подобные мероприятия отнимают бездну времени и ничего не дают в плане работы с потребителем.

Мы не участвуем в Comdex - мы не тратим на это время.

Но Вы же были на предыдущих выставках DB/Expo.

Это одна из последних выставок, в которых Oracle принимала участие. Мы перестали тратить время на все эти события. Из этого вовсе не следует, что мы находимся в тени Informix.

Прокомментируйте, пожалуйста, объединение Inforee, реляционной базы данных Informix, с объектно-реляционной базой данных Illustra Server, ставшей ее собственностью после приобретения компании Illustra Information Technologies. В апреле прошлого года журнал Software News Magazine процитировал Вас, "это все равно, что пытаться скрестить пароход и самолет; это невозможно. Informix утверждает, что закончит эту интеграцию к концу года. Я же считаю, что он никогда ее не закончит. Это абсурд. Это анекдот". И все же Informix в декабре выпустил IUS. Что Вы на это скажете?

Нет, конечно же, они этого не сделали.

Судя по отзывам о нем на выставке DB/Expo, большинство пользователей и аналитиков все же считают, что им это удалось.

Ну да, некоторые аналитики так думают. Informix не объединяла эти два продукта. Они выделили некоторые API, имевшиеся в Illustra, и реализовали их в одной из версий своей СУБД так, что DataBlades (модули расширения для поддержки объектов) могут в ней работать.

Говорят, сотрудники Вашей компании продолжают сомневаться в безопасности DataBlades, утверждая, что они загубят базу данных. Вы одни так считаете, а аналитики, пользователи и независимые разработчики придерживаются иного мнения.

Знаете ли Вы, что Informix на самом деле не продает никакого Universal Server, поскольку никто им не пользуется? У него нет потребителей. Знаете ли Вы, что команда разработчиков ушла из Informix?

Мне известно, что несколько разработчиков перешли из Informix в Oracle. Кто они?

Они из Центра разработки, который существует в Портленде, - занимались тиражированием и делали всю "параллельную" работу.

Что их привело к Вам?

Я думаю, чувство неудовлетворенности. Мы считаем, что эта команда действительно очень сильная. Мы не приглашали этих парней на работу, они сами пришли. Они покинули свою компанию, на мой взгляд, потому, что среди технических работников очень высок уровень недовольства курсом Informix.

Oracle имеет только одну версию, одну базовую программу для Oracle. У Informix же их четыре.

Хорошо. Вы сказали, что нет такого продукта, который мог бы вытеснить Вашу Oracle8. Это звучит странно, если вспомнить выпуск Informix в США. Согласны ли Вы, что этот продукт на американском рынке встретил позитивную реакцию?

Абсолютно. Informix провела прекрасную маркетинговую работу. Нам никогда не удавался такой хороший ход. Но спросите любого в Sybase или Microsoft, что он думает о DataBlades. И любой Вам скажет, что это безумная идея.

Довольны ли Вы результатами, которых добились Ваши разработчики с момента нашего последнего разговора, я имею в виду Вашу позицию на рынке баз данных?

Я - и чтобы доволен? Я никогда не бываю полностью доволен.

Мы по-прежнему наращиваем свою долю рынка. Поэтому я вполне удовлетворен его ростом. Считаю, что нам по плечу и более высокие вершины. Наш самый крупный конкурент - Microsoft. Sybase не сможет удержать свои позиции. Informix через год, по-моему, вообще станет аутсайдером - Вы можете это записать. Я считаю, что они на пороге больших неприятностей. Их новая стратегия - огромная ошибка. Они избрали слишком тернистый путь. Направление, по которому они следуют, вызвало весьма и весьма неоднозначную реакцию.

Я предполагаю, что Вы сами никогда не задумывались о покупке Illustra?

Я знаком с владельцами этой компании - они были ошеломлены. Компания не имела перспективы. Они не верили, что кто-то может заплатить за нее 400 млн. долл.

Вы не можете взять две компьютерные программы и склеить их вместе. Это невозможно. Спросите любого программиста. Вы не можете объединить Unix и NetWare, как это пытается сделать Novell. Microsoft не в состоянии свести NT и Windows 95 в одну программу. Это невозможно - нельзя из Illustra и Informix сделать одну программу. Этого не может сделать никто - ни Microsoft, ни Oracle, ни Informix, вообще никто.

Оставим Illustra. Надеетесь ли Вы получить какую-либо объектную технологию, купив ее?

Ничего существенного. Может быть, Java-компилятор времени исполнения, разрозненные компоненты. Но Oracle и Microsoft с самого начала договорились об одном: если вы намереваетесь получить согласованный набор продуктов, если предполагается, что продукты будут соответствовать друг другу, они должны быть вместе спроектированы. Они должны создаваться вместе с самого начала так, чтобы все элементы были согласованы. У нас есть около миллиарда долларов - мы, безусловно, могли бы купить Illustra, и сделать нам это было бы проще, чем Informix. И если бы могли придумать, как интегрировать ее с Oracle, это было бы замечательно. Но это невозможно - вы должны создавать элементы так, чтобы они соответствовали друг другу.

Уменьшился ли Ваш интерес к NC после работы над Oracle8?

Нет. Они абсолютно не связаны.

Не могли бы Вы рассказать, как и когда возникла идея сетевого компьютера?

Конечно. В сентябре 1995 года я встречался с президентом Клинтоном в Сан-Франциско. Там были Скотт Макнили, исполнительный директор Sun Microsystems, Майкл Спиндлер и еще несколько человек. Мы беседовали о здравоохранении и образовании. В разговоре со мной президент усомнился в том, что наша отрасль может создать настолько дешевый компьютер, что его можно будет поставить на парту каждого школьника. И мы тут же назвали цифру - 500 долл., - как некий магический порог.

Существует огромное количество дешевых компьютеров. Проблема в том, что они не соответствуют стандарту и не подсоединены к Internet. Я сказал: "Господин президент, почему Вы сомневаетесь в том, что наша отрасль может создать 500-долларовые машины, которыми может пользоваться каждый студент?" А Скотт Макнили с сарказмом заметил: "Не многовато ли 500 долл., может быть, и 200 хватит?"

Это было в определенном смысле рождением сетевого компьютера - четкое понимание необходимости достаточно дешевых и простых компьютеров, которые можно было бы использовать в сфере образования. Публично я об этом высказался месяцем позже в Париже, на форуме по информационным технологиям, организованном компанией International Data Corp.

Сейчас вы уже говорите об NC Server. Что это такое?

NC возник из идеи создания компьютеров для школ. Если вы поставляете компьютеры в школы, вам нужны не только дешевые клиентские компьютеры, но и дешевые серверы. Поэтому мы создаем дешевый сервер из обычного аппаратного обеспечения старых ПК, но он должен быть столь же простым, как и клиент, - никакого установленного программного обеспечения, никакой конфигурации, ничего, кроме автоматического резервного копирования в ночные часы на небольшое устройство с магнитной лентой. Очень простое устройство. Поэтому Oracle предлагает программное обеспечение не только для клиента NC, но и для NC-сервера. И мы используем аппаратные компоненты, созданные отраслью ПК. Поэтому сервер стоит менее 1000 долл.

Вы, Скотт Макнили и исполнительный директор IBM Луи Герстнер считаетесь NC-триумвиратом, противостоящим Microsoft. Действительно ли, вы трое создали стратегический союз против Microsoft?

Я и Скотт. С Луи я просто несколько раз беседовал - вот в чем разница. Мы со Скоттом вместе играем в хоккей, поэтому с ним я общаюсь значительно чаще, чем с Луи.

Newsweek в своей недавней статье назвал Вас с Макнили и исполнительным директором Джимом Барксдейлом "Антибилловской коалицией". Вы тогда сказали, что "все ненавидят Microsoft". В какой степени это маркетинговый ход и насколько серьезен анализ конкуренции и стратегии на рынке?

Все в нашей отрасли ненавидят Microsoft. Но потребители далеко не так единодушны. Все в нашей отрасли знают, что, по мнению Microsoft, в нормальном мире должна быть одна-единственная программная компания. Я не считаю, что это маркетинговый ход, это - реальный факт. Я уверен, что отрасль действительно ненавидит Microsoft, она боится ее.

Существует реальная возможность организовать группу компаний по созданию альтернативы продукту, который имеет Microsoft и который он контролирует, - персональному компьютеру. Поэтому я полагаю, что у отрасли есть очень серьезный стимул поддержать сетевой компьютер.

Я бы хотел Вам задать вопрос, который задавал Гейтсу в прошлом году. Если бы программный производитель отдал Вам в руки бесплатно свою технологию при условии, что Министерство юстиции не будет проводить по этому поводу никакого расследования, какую бы технологию Вы выбрали?

Мы приобретем технологию, а они останутся без нее?

Именно так.

Я бы взял Microsoft. В любом случае выбрал бы Microsoft.

Заинтересованы ли Вы в приобретении Netscape?

Нет.

Какое наиболее разумное деловое решение Вы приняли за последние два года?

Я считаю - решение о создании NC, архитектуры сетевого компьютера.

А о каком из принятых решений Вы более всего сожалеете?

Возможно, о том, что мы не сразу обратились к Internet. Я предполагаю, что Microsoft, Oracle в большинстве своем были сбиты с толку "видео-по запросу" и информационной супермагистралью. Это привело к важности Internet.

Гейтс и исполнительный директор Intel Энди Гроув написали книги, ставшие популярными. Не пишете ли Вы книгу?

Если бы я мог написать такую книгу, как написал Энди, я бы это сделал. Мне нравятся все книги Энди. "Дорога в будущее", как бы это сказать... Она меня разочаровала.

Почему?

Автор о многом умолчал.

Ну а Вы собираетесь?

Да, я думаю об этом.

И о чем она будет?

О сетевом компьютере, о демократизации компьютерной деятельности.


Обвиняется бывший сотрудник Informix

На днях компания Informix обвинила своего бывшего сотрудника в том, что при переходе на работу в Oracle он прихватил с собой файл с профессиональными секретами фирмы.

Представитель Oracle отверг обвинение. По его словам, сотрудник взял лишь файл с личной корреспонденцией, а когда обнаружилось, что в нем имеется и деловая информация, быстро вернул файл в Informix. Таким образом, информация была возвращена добровольно и до того, как утечка была обнаружена, а поэтому сотрудника нельзя обвинить в злом умысле.

В Informix утверждают, что данные, о которых идет речь, имеют объем 7 Мбайт и содержат патентную заявку на новый продукт компании Informix - Extended Parallel Server (XPS), а также техническую документацию на XPS. Среди информации действительно имеются файлы электронной почты, но их содержание также связано с характеристиками новой системы и подобными техническими деталями.

По словам представителя Informix Роберта Манетта, данные были возвращены компании только спустя 3 недели после начала судебного разбирательства, и нет никаких гарантий, что они не скопированы.

При этом представитель Informix заявил, что решено изменить формулировку обвинения против 11 бывших сотрудников, перешедших в Oracle. "Некорректное отношение к профессиональным секретам" теперь будет называться "злостное разглашение профессиональной тайны". Обвинение в нарушении условий контракта снято с 10 из 11 сотрудников, зато последний обвиняется теперь в ведении переговоров с Oracle от имени всей команды.

С сотрудника, прихватившего электронный файл (его имя не называется), Informix не собирается требовать материальной компенсации. Зато подобная мера угрожает Гэри Келли, бывшему вице-президенту. Он обвиняется в нарушении конфиденциальности и в "безобразном, возмутительном поведении", выразившемся в том, что Келли, как предполагают, склонил сотрудников к переходу в Oracle.

Начавшаяся 25 января тяжба призвана воспрепятствовать использованию фирмой Oracle профессиональных секретов Informix. В частности, Informix требует в судебном порядке запретить перешедшим сотрудникам работать над продуктами, подобным тем, которыми они занимались в Informix.