По мнению одного из организаторов - Андрея Зотова, - он задумывался как "репетиция оркестра, которая должна привести к звучанию могучей симфонии Internet в нашей стране". Однако эта "симфония" имеет много частей, вариаций и тональностей, обсуждение которых заняло бы очень много времени, поэтому пришлось ограничить тему Internet Форума - "Использование Internet в корпоративных сетях".

Один из споров был как раз по поводу значения термина "intranet". В результате примерно часовой дискуссии появилось примерно определение: intranet - это часть Internet (или другой хорошо стандартизированной сети), в которую ограничен доступ пользователей. Поэтому на Форуме, в основном, обсуждались проблемы подключения к Internet и ограничения доступа к корпоративным сетям.

Подключаться к Internet можно по-разному. Например, с помощью модема ("Демос", "Релком" и т. д.), по ISDN-линии ("Комстар"), радиоканалу (CompTek), спутниковой связи, выделенным линиям (IBM). Кроме выбора способа выхода в Internet не менее важен и выбор провайдера. Сейчас появилось достаточно много провайдеров Internet и intranet, которые предлагают свои услуги. Как же найти себе провайдера, ведь, по утверждению Андрея Зюзина - менеджера по работе с телекоммуникационными компаниями фирмы Cisco Systems Russia, - "многим клиентам хотелось бы не просто подключиться к Сети, но и иметь некоторые гарантии этого подключения". Для того чтобы не ошибиться в выборе Internet- или intranet-провайдера, Евгений Пескин - руководитель проекта "Россия-Он-Лайн" компании "Совам Телепорт" - предложил задавать кандидату в провайдеры следующие десять вопросов.

  • Как давно он работает на рынке, каковы его успехи и перспективы?
  • Есть ли у него необходимые лицензии (на передачу данных и телекоммуникационные услуги)?
  • В каких городах можно подключиться к его сети?
  • Есть ли у него опыт работы с intranet?
  • Какая у него служба поддержки и как она работает?
  • Какие он предоставляет сервисы Internet-intranet?
  • Насколько надежны его линии и какие предусмотрены средства улучшения надежности?
  • Кто его партнеры, с кем связаны его сети и какие варианты подключения возможны?
  • Какие каналы связи он использует? ("Вес Internet-провайдера пропорционален толщине его каналов".)
  • Есть ли возможность передачи голоса по цифровым каналам?

В общем, по словам Пескина, провайдер похож на хороший алкогольный напиток, так как для обоих важны следующие признаки: большая выдержка, наличие лицензии, независимость от продавца, употребление в хорошей компании, сближение употребляющих между собой, а самое главное - чтобы наутро не болела голова.

Сейчас, по словам Пескина, на российском рынке есть три основных Internet-провайдера - "Совам Телепорт", "Релком" и "Демос". Однако представитель "Демоса" утверждает, что это положение вскоре изменится, ибо на рынок Internet-услуг собирается выходить "Ростелеком", который является владельцем большинства каналов связи, уходящих за границу.

Немало внимания было уделено и проблеме безопасности. О ней упоминали почти все выступавшие. Особенно бурной была дискуссия, в которой принял участие представитель ФАПСИ Олег Беззубцев. Обсуждалась проблема слабой правовой базы для обеспечения безопасности компьютерных сетей. К определенному решению так и не пришли, но каждая сторона получила возможность высказать свое мнение. РОЦИТ собирается вернуться к этой теме в мае.

Еще одна популярная тема дискуссий - необходимость стандартизации новых технологий. По словам менеджера Oracle Михаила Елашкина, "стандарты - это то, что отличает вчерашний день от сегодняшнего".

Судя по отзывам участников, Форум удался. "Репетиция оркестра", как минимум, позволила каждому его музыканту послушать звучание всех остальных инструментов. Это уже немало, поэтому можно надеяться, что премьера "симфонии Internet" все-таки состоится.