Photo направлением деятельности компании стало движение ко второй генерации WWW, а именно 3D Web. Вице-президент Silicon Graphics, генеральный менеджер подразделения Web-технологий Кай-Фу Ли во время своего краткого визита в Москву накануне выставки UnixExpo'97 встретился с ответственным редактором Computerworld Россия Дмитрием Волковым и обозревателем Павлом Храмцовым.

Сегодня уже многие начинают понимать, что метафора плоского мира - это не лучшее для современного компьютера. Двумерная страница далеко не всегда является самой удобной средой для коммуникаций, а чтение текстов с экрана - это только малая толика того, что пользователь может получить, полноценно работая с компьютером. Человек воспринимает мир объемно, поэтому и надо предоставлять ему именно 3D-среду как более естественную и близкую его природе - именно объемные изображения суть наиболее наглядные средства для обмена идеями. Сегодня Web уже не плоская, но и не полностью объемная сеть. Налицо некое промежуточное положение - плоские страницы частично включают 3D-объекты. Цель компании SGI - создание действительно реально объемной среды Second Web, работая в которой человек находится в максимально комфортной для него обстановке.

Какую часть в общем балансе технологий, предлагаемых сегодня SGI занимают продукты Web?

Компания SGI была пионером в области создания законченных, интегрированных решений для работы с WWW, включающих не только программы просмотра HTML-страниц, но и сопровождение функционально полной операционной среды разработчика, базирующейся на адекватной аппаратной платформе. Сегодня доля собственно Web-технологий в общем "пироге" доходов компании составляет 10%. Учитывая традиционную направленность SGI на разработку графической аппаратуры, это достаточно высокий показатель. Основные продукты - семейство решений WebFORCE для широкого класса пользователей, применяющих Web-технологии на самых разных уровнях: от настольных систем до суперкомпьютеров. Системы на базе WebFORCE устанавливаются сегодня вместе с серверами Netscape и сразу предоставляют клиентам необходимый спектр инструментов для обеспечения присутствия в Сети. Собственно говоря, Web-технологии - это часть большого айсберга законченных аппаратно-программных и сервисных решений, которые мы предлагаем сегодня таким крупным клиентам, как American Airlines, NCR, AT&T, ряду теле- и радиовещательных корпораций.

Ключевым средством перехода к Second Web мы считаем стандартный язык VRML 2.0, тесно взаимодействующий с языком Java для создания авторских приложений клиентских компьютеров. В качестве примера универсального VRML-клиента можно назвать Cosmo Player, который мы недавно анонсировали как часть системы Netscape Communicator. Однако Cosmo Player - это не только 3D-браузер для работы в Сети, но и платформа, позволяющая разработчикам создавать переносимые 3D Java-приложения. Сегодня Cosmo Player обеспечивает единый пользовательский интерфейс, единый язык создания сценариев, единый для всех платформ интерфейс с Java в средах Windows, Macintosh и Unix. В какой-то степени VRML - это окно в новые миры, а сам язык способен привнести в Web новую генерацию - Second Web. Однако силами только одной компании такой переход невозможен, именно поэтому мы инициировали, например, проведение в конце января конференции по вопросам VRML с участием Netscape, Apple, Microsoft, 3D Labs, Intervista и S3. Основная задача подобных конференций - ускорение вхождения компьютерного сообщества в Second Web. Ситуация с VRML во многом аналогична OpenGL, который, зародившись как наша собственная разработка, превратился сегодня в открытый и общедоступный интерфейс для всех платформ, начиная с ПК и Unix-рабочих станций и заканчивая графическими суперкомпьютерами.

На рынке сегодня много аппаратно-программных продуктов для работы в Паутине, в чем отличие решений, предлагаемых SGI?

Ни в коей мере не умаляя достоинств других производителей, работающих на данном рынке, можно отметить, что успех наших решений основывается на трех китах: производительности, масштабируемости и законченности решения для каждого конкретного заказчика. Возможности графической производительности оборудования SGI ни у кого сегодня не вызывают сомнения. Дополнительным подтверждением этому стало недавнее широкомасштабное обновление всего парка наших графических систем, от O2 до суперкомпьютеров Onyx2, имеющих очень высокую производительность, в отличие от предшественников, причем за существенно более низкую цену. Говоря о масштабируемости, мы также не ограничиваемся только числом процессоров или объемом памяти, предлагая заказчику, расширяющему свой бизнес требуемую конфигурацию. Мы осуществляем интегральное модульное наращивание возможностей вычислительной системы: ОС, памяти, вычислительных мощностей, графической производительности, полной совместимости приложений и т. п. Однако главное сегодня для клиента - это готовые решения.

Что такое intranet в Вашем понимании?

Это среда, своеобразный клей, позволяющий на базе идеологии открытых систем объединять базы данных, знания и мультимедийную информацию. SGI рассматривает технологию intranet как основное средство разработки корпоративных информационных систем, позволяющее скрепить все части в единое целое. Главное направление деятельности компании - использование продуктов Netscape, Oracle и Informix в качестве базовых компонентов intranet-систем. Кстати, архитектура наших серверов и ОС IRIX 6.x специально оптимизирована для работы в качестве серверной платформы WWW.

С какими проблемами сегодня сталкивается развитие Всемирной Паутины?

Пропускная способность, качество клиента по представлению графики, стандарты и несовместимость. Все это, однако, не столь существенно - технический прогресс способен сегодня творить чудеса, гораздо важнее уже сейчас подготовить почву для осознания потенциальных возможностей, предоставляемых Second Web.

Существующие технические проблемы преодолеваются уже сегодня, например технология работы с VRML предусматривает методы кодирования файлов с коэффициентом 40, что вполне достаточно для передачи трехмерных изображений по существующим каналам связи. Кроме того, компании Apple, IBM и Paragraph работают над созданием методов двоичной упаковки данных VRML 2.0 и скоро предложат свои результаты на суд VRML Consortium. Аппаратура для 3D-клиента сегодня тоже не такая серьезная проблема - графическая производительность клиентских компьютеров растет весьма быстро, а их цена не менее стремительно падает. Мощную графическую рабочую станцию сегодня можно приобрести менее чем за 3 тыс. долл. Мало того, уже миллионы графических систем, использующих технологии SGI, доступны сегодня по цене около 200 долл. - речь идет о Nintendo 64. Играя с этой системой, воспроизводящей реальный мир, мало кто задумывается о качестве и быстродействии, следовательно, оно уже удовлетворяет пользователей.

Какие конкретные шаги в первую очередь предпримет компания в сфере развития Web-технологий?

Для SGI пространство развития Web-технологий расширяется по трем магистральным направлениям: переход к технологиям Second Web, портирование программного обеспечения на платформы Windows 95/NT и intranet.

Современное состояние технологий WWW характеризуется использованием языка планарной гипертекстовой разметки HTML, протоколами обмена данными http, ftp, gopher, встраиванием графических статических картинок и применением статических гипертекстовых ссылок. В отличие от WWW, технология Second Web - это режимы интерактивной корпоративной работы (видео- и аудиоконференции), трехмерные интерактивные информационные ресурсы, широкое использование СУБД и средств разработки распределенных информационных систем. В рамках этой технологии широко применяются VRML и Java. Компания SGI видит себя в роли разработчика средств управления трехмерными интерактивными информационными ресурсами. Протоколы приложений для интерактивного обмена в рамках технологии TCP/IP до сих пор лежали в сфере деятельности других компаний, однако для успешного внедрения VRML и сопряжения его в единый комплекс с другими средствами опубликования информационных ресурсов в сети заниматься протоколами также необходимо.

Недавно компания SGI объявила о переносе системы Cosmo на платформу от NT, что объясняется реалиями современного рынка: пользователи Wintel рассматриваются как потенциальные потребители Second Web. Пока речь идет только о Cosmo, но готовить собственных специалистов для широкомасштабного продвижения на рынке ПК достаточно накладно, поэтому компания активно развивает свою программу привлечения независимых разработчиков.

Недавно SGI объявила о выпуске новых продуктов WebFORCE Intranet Junction и Commerce Toolkit. Чем вызвано их появление и какую роль они играют в общей стратегии компании по движению к 3D Web?

Продукт WebFORCE Intranet Junction предоставляет любому пользователю возможность спроектировать, создать и управлять множеством Web-узлов своей корпоративной гетерогенной сети произвольной сложности. Одно из главных преимуществ этой системы - масштабируемость корпоративных сетей, причем при минимальных расходах на поддержку и переобучение персонала. Как часть единого семейства продуктов WebFORCE, Intranet Junction дает возможность организациям любых размеров создавать собственные узлы intranet, не обращаясь за помощью к техническим экспертам, что является сегодня достаточно редким исключением. Никто, кроме самого заказчика, не знает его реальных потребностей, и главная задача продукта Intranet Junction - обеспечить необходимую критическую массу пользователей, присутствующих в пространстве WWW, без чего невозможен переход к трехмерному Web. До сегодняшнего дня создание по-настоящему эффективной системы электронной коммерции на базе Web-технологий было уделом избранных компаний и требовало значительных средств и времени. WebFORCE Commerce Toolkit - это первый полностью открытый, интегрированный набор инструментов для создания и управления сетевых узлов, предоставляющих услуги электронной коммерции. Универсальность и открытость этой системы способствует ее массовому внедрению и использованию всеми компаниями и организациями, принявшими решение о привлечении технологий Web в свой бизнес.

Когда Вы работали в Aplle, сферой Ваших интересов были, в частности, технологии распознавания речи. Имеет ли сегодня компания SGI планы по применению таких технологий в своих решениях?

Нет, мы не планируем применять речевые интерфейсы для использования в технологиях работы с Web.

Многие российские бизнесмены в прошлом были научными сотрудниками различных академических и учебных заведений, некоторые из них до сих пор сочетают бизнес и преподавательскую деятельность. Вы являетесь профессором известного университета Корнеги Меллона, удается ли Вам выкраивать время для занятий со студентами и помогает ли в Вашей работе университетский опыт?

К сожалению, бизнес настолько интенсивен, что практически не остается времени на работу со студентами, сегодня я не веду учебных групп. Однако звание профессора и опыт общения с университетской средой очень помогает при работе как с группами разработчиков, предлагающих новые интересные решения, так и с потенциальными клиентами, среди которых для SGI традиционно было много учебных заведений, научно-исследовательских лабораторий и организаций. Большую роль здесь играет сложившийся на Западе менталитет: звание профессора и доктора философии всегда уважалось, а находить общий язык в этом случае намного проще.

Как Вы оцениваете рынок России для Web-технологий?

Это мой первый визит в Россию, и у меня пока мало информации по нынешнему состоянию здешнего рынка Web-технологий. Тем не менее очевидно, что если Россия встала на путь интеграции в мировое сообщество, активно участвует в диалоге восток-запад, то без широкомасштабного использования Internet через Web ей не обойтись. Сегодня многие совместные интернациональные проекты реализуются виртуально - через Сеть, и заказчик, например, в США может и не догадываться, что работает с программой, которую написал и сопровождает специалист из Индии, Китая или России.

Одной из задач Вашего первого визита в Россию было налаживание контактов с отечественными производителями программного обеспечения. Как Вы оцениваете потенциал российских разработчиков и входит ли в планы SGI более широкое привлечение отечественных программистов для подготовки решений компании в области Web?

Российские специалисты технически очень грамотны, весьма быстро осваивают новейшие технологии, и для них не требуется проводить широко распространенных на Западе учебных курсов по пропедевтике той или иной дисциплины. Здесь я встретил отличных ребят - специалистов в области разработки программ анимации, нелинейного видеомонтажа и применения Web-технологий для Internet. В будущем мы планируем установить с ними более тесные, взаимовыгодные и, уверен, плодотворные контакты.

Какое влияние на общую стратегию компании окажет движение к Second Web?

Безусловно, Second Web изменит Silicon Graphics. Уже сегодня, после многих лет известности в качестве производителя графических аппаратных систем нас все чаще упоминают, как разработчиков программного обеспечения. Однако из этого не следует, что Silicon Graphics будет сворачивать свой традиционный бизнес - главное в том, что рынок программ для Second Web уже к 2000 году станет весьма важным не только для нас, но и для всего информационного сообщества.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями