Проблема нормального доступа к информационным ресурсам из каждой квартиры (офиса, помещения и т.п.) до сих пор не решена. Во всем мире для доступа в Internet или к ресурсам удаленной корпоративной сети используются телефонные линии. У нас попытка связаться через модем даже в пределах одного города нередко кончается полным фиаско. Но об этом не говорит только ленивый. Гораздо хуже то, что никаких изменений к лучшему в ближайшем будущем не предвидится.

Что касается обычной телефонной связи, то здесь ситуация не особенно изменилась со времен застоя. Проблема в том, что у нас до сих пор не появились нормальные телефонные компании (они же операторы, они же провайдеры) в том виде, в котором они существуют во всем мире. Для примера давайте рассмотрим ситуацию в Москве, поскольку в других местах она, в основном, еще хуже.

На московском рынке телефонных услуг (имеются в виду обычные, а не "мобильные" телефоны) есть монополист - МГТС, которая и обеспечивает все дома телефонной связью. Делает она это в стиле, характерном для нашего государства вообще. То есть где-то качество связи лучше, где-то хуже, но хуже встречается чаще, чем лучше... Инфраструктура - устаревшее оборудование и проводка - может быть, где-то и заменяется на современную, но где - почему-то никто не видел. Монополисту нет смысла производить радикальные изменения - достаточно поднять абонентскую плату, ввести дополнительную оплату за использование факса, АОН`а, модема, в конце концов. Однако при этом проблема доступа к информационным сетям не решается, а средней скоростью связи будут все те же 9600 бит/с. Язык не повернется сказать про МГТС "оператор" или "провайдер"...

С другой стороны, типичной приметой нынешнего времени является обилие услуг для богатых. За большие деньги можно воспользоваться всеми благами цивилизации: арендовать высокоскоростные цифровые каналы для передачи голоса и данных у провайдеров услуг связи, получить сотовый телефон и т.п. Получается, что завести, к примеру, сервер Web в состоянии позволить себе любая организация, а нормальный доступ к нему из дома может получить только "новый русский", которому он (и доступ, и сервер) и даром не нужен.

Если рассчитывать на то, что нам предлагает в качестве решения специализированная компьютерная пресса, то и здесь повода для оптимизма нет. Потому что это в основном рецепты "Дядюшки Сэма", от которых нам ни жарко ни холодно. За примерами далеко ходить не надо. Сначала нам долго и упорно предлагали ISDN в качестве идеального решения. Но время шло, а ISDN так и не прижился, причем не только у нас, где этот рынок умер, не родившись, но и в Штатах. (В мартовском номере LAN Magazine/Русское Издание можно прочитать статью Ника Липписа о мытарствах с подключением к ISDN в США.) И лишь кое-где в Европе ситуация с этой технологией немного получше.

Потом мы услышали о кабельных модемах, которые спасут мир. Здесь не было даже сомнений в том, что для нас эта информация совершенно бесполезна. Кто видел в России или даже в Москве нормальную сеть кабельного телевидения? В некоторых районах Москвы, правда, телевещание осуществляется из единого центра, т.е. коллективные антенны на крышах отсутствуют, а сигнал всех каналов ТВ идет из районной студии кабельного телевидения. Но боюсь, что кабельная инфраструктура, если говорить об использовании ее для чего-нибудь кроме показа пиратских фильмов, будет нуждаться в полной замене...

Этап увлечения кабельными модемами прошел очень быстро. Телефонные компании на Западе быстро пришли в себя от натиска операторов кабельного ТВ и заявили, что их инфраструктура еще послужит. Достаточно лишь перейти к технологиям семейства DSL. Так что теперь, судя по всему, у нас новая панацея месяца - xDSL. Логика западных телефонных компаний понятна - теперь они могут резко увеличить скорость передачи данных по существующему абонентскому шлейфу. Да только почему-то у нас мало говорят о том, что на Западе абонентский шлейф - это кабель с витыми парами. А наша родная МГТС использует совсем не его, а уже многократно проклятую всеми "лапшу", которой DSL может помочь как мертвому припарки. Если на Западе DSL - это способ выжать последние ресурсы из устаревшего (по их меркам) оборудования, то нам, чтобы воспользоваться ее преимуществами, надо по крайней мере такое устаревшее оборудование установить. Речь идет хотя бы о том, чтобы заменить кабели, с помощью которых осуществляется разводка абонетских шлейфов. Не факт, что в нынешней ситуации на это найдутся деньги. Да и большой вопрос - стоит ли вообще это делать; может быть, немного подождать и реализовать что-нибудь посовременнее...

Если не ждать в скором времени резкого снижения цен на услуги сотовой связи и арендной платы за выделенные линии (что вряд ли произойдет), то следует искать каких-то других способов решения обсуждаемой проблемы. Возможно, не так уж "безумна" идея использования спутниковой связи. Да, сейчас инфраструктура отсутствует, однако здесь возможны подвижки. К примеру, агрессивная рекламная кампания "народного" спутникового телевидения, которую проводит "НТВ-плюс", уже дает свои плоды. Я, например, глядя в окно, обнаружил уже две зеленые "тарелки" на соседнем доме. Здесь проблема лишь в том, насколько увеличится стоимость абонентского оборудования, если заложить в него возможность передачи данных. Ведь при этом сигнал должен передаваться в обоих направлениях, а не только от телестанции к абоненту, как это происходит при трансляции программ спутникового телевидения. И такую возможность надо предусматривать уже сейчас, на ранней стадии реализации проекта, иначе опять придется ломать сложившуюся инфраструктуру.

Кстати, недавно в прессе промелькнуло сообщение о проекте организации в Москве сотового телевидения (по примеру сотовой телефонной связи). Если бы сейчас в этот проект заложили возможность передачи данных, в будущем его реализация могла бы решить многие проблемы.

А что касается телефонной связи, то, может быть, и к лучшему, что у нас пока почти ничего не сделано. Многие ведь говорят о том, что отсутствие установленной базы вычислительных сетей открывает нам большой простор для использования самых современных технологий: грубо говоря, из ничего к ATM. Может быть к тому времени, когда наши телефонные монстры осознают необходимость коренной замены существующей инфраструктуры и, что самое главное, будут реорганизованы так, что смогут и захотят осуществлять необходимую модернизацию, будет нужна реализация уже совсем других технологических решений. И, к примеру, каждая квартира сможет иметь подключение к ATM, который будет интегрировать в себе передачу данных, телефонные услуги, видео, и мало ли чего еще. Так что у нас есть еще шанс посмеяться последними...


Кирилл Терлекчиев - главвный редактор журнала "LAN Magazine/Русское издание". С ним можно связаться по электронной почте: kirill@osp.ru