Сколько бы различные обозреватели не писали о интернационализации компьютерного рынка труда, несложно представить, что процессы, происходящие в последнее время в Североамериканских штатах, могут нас коснуться в течение ближайших лет. Хотя, как знать, как знать... Поэтому хотелось бы упомянуть о некоторых характерных тенденциях американского рынка труда компьютерных специалистов. Посмотреть на них, так сказать, со своей колокольни. А вы уже сами, уважаемые читатели, сделайте выводы, что у нас может пустить корни, а что - нет.

Начнем с самого красивого и малопонятного термина - глобализация. С одной стороны, растет количество рынков, на которые проникают компании, они привлекают все большее количество различных капиталовложений. И непросто наблюдателю разобраться - чья это компания? С другой стороны - увеличение числа "граждан мира" среди менеджеров и специалистов. Основная идея - "ценный специалист ценен везде, вне зависимости от цвета его паспорта". Европейцы, европейские управляющие начинают играть более заметную, чем когда-либо ранее, роль в делах американских, вернее - интернациональных компьютерных компаний. Хотя до идиллии здесь, разумеется, еще очень далеко. Протекционизм, в том числе и национальный, еще никто не смог отменить. И в законодательствах всех индустриально развитых стран предусмотрены всевозможные меры, позволяющие сохранить рабочие места за гражданами - избирателями.

Поэтому, в частности, в контексте глобализации непросто рассматривать и американизацию японских концернов, точнее - их компьютерных дивизионов. Японские компьютерные компании, пытающиеся в течение последнего года взять реванш на американском рынке персоналок, серьезно американизируются. Как известно, ранее идея захватить самый большой в мире североамериканский рынок PC-компьютеров провалилась. То, что в свое время смогли сделать японские автомобилестроители - не удалось японским компьютерщикам. Проанализировав причины, японцы решили, что основная проблема здесь - люди, в первую очередь - менеджеры. До сих пор все высокие посты позволено было занимать исключительно японцам. Но, как они сами вычислили, - на американском компьютерном рынке японские кадры проигрывают. Ситуация была в корне изменена. И вот уже американские менеджеры руководят наступлением японских компьютеров на американский же рынок. Интересный факт - что хорошо для кадровой политики на рынках автомобилей и бытовой электроники, не проходит на компьютерном рынке.

Следующая тенденция - работа на дому (пресловутый "хоум офис"). Самая, на взгляд психолога, спорная по эффективности. Нет, в принципе, все выглядит достаточно мило: не надо ехать ни в какой кабинет, находящийся в часе езды. Проснулся, позавтракал - и за компьютер. Работай себе, высылай периодически результаты в офис, пользуясь средствами какой-нибудь groupware или просто электронной почтой. Сторонники данного метода доказывают его окупаемость, исходя из очевидных, на первый взгляд, преимуществ. Экономия-то какая! Не надо платить за аренду безумно дорогих площадей под офис, электричество, обслуживающий персонал, какие-то налоги (все-таки США), а также бензин (вспомните про экологию) и т. д. Кроме того, дома, как известно, и стены должны помогать. Но на практике... Потребность в смене обстановки - страшная вещь. Есть такая картинка: мужчина, сидя в офисе (возле компьютера стоит фотография жены с детьми), мечтает о доме, а дома жена с орущим ребенком на руках перед монитором мечтает об офисе. Тенденция "работы на дому" для различных компьютерщиков существует, но, вот насколько она перспективна даже там, в Америке, - это вопрос.

Теперь о женщинах. Помните, что сказал Билл Гейтс, вынужденный взять в Совет директоров двух дам, о том, зачем он их взял - "для всякой "дрянной" работы". Видимо, количество подобной работы выросло, так как происходит увеличение числа женщин на руководящих постах. А что вы хотели? С ростом числа пользователей, среднестатистический уровень пользователя может только снижаться, а количество дам - пропорционально увеличиваться. Интересная закономерность.

Бич США - политическая корректность, к счастью, медленнее всего "заражает" компьютерный мир. Поэтому, к счастью для индустрии, позиции рассовых, национальных и сексуальных меньшинств здесь заметно не усиливаются. Особенно, если сравнивать с другими отраслями. Всем известно, что если вы - одноногий африканец нестандартной половой ориентации, то шансы при поступлении на работу автоматически увеличиваются в несколько раз. Ни один работодатель, проводящий конкурс на замещение вакантной должности, не сможет вам отказать, не воспользовавшись услугами юриста. Но - и такова жестокая правда американской жизни - подавляющее большинство американских программистов, да и компьютерщиков вообще - это белые мужчины без особых отклонений.

Что модно и что немодно среди заокеанских компьютерщиков. На рынке труда тоже существует своеобразная мода. Модно работать в небольшой перспективной компании, получать не очень большую зарплату, но владеть пакетом акций, т. е. иметь перспективы. Пример Netscape, видимо, не мог не воодушевить тысячи и тысячи программистов по обоим побережьям. Как известно, большая часть уважающего себя американского компьютерного народа стремится жить ближе к побережьям. Чаще - к Тихоокеанскому. Логичного объяснения этому явлению нет, поэтому его тоже можно отнести к разряду моды. "Застоявшейся", правда.

Немодной, соответственно, считается обратная ситуация - работать в... (сами впишите название компьютерного монстра) и получать высокий оклад, не имея перспектив. Показательно, многие гиганты, например Sun, проникшись идеями небольших бурно развивающихся субстанций, сами создают "виртуальные компании" внутри своих структур, наделяя их максимумом свободы в собственных разработках и начинаниях.

Теперь о кадровых агентствах. Разумеется, бурное развитие Internet сыграло здесь серьезнейшую роль. Существует море рекрутинговых серверов, как платных, так и бесплатных (последних - много больше). Принцип простой - заполняете виртуальную анкету, пишите свои пожелания ("В каком штате предпочитаете работать?"), и сервер вам предлагает некоторое количество вариантов ("В штате Юта на зернохранилище есть очень симпатичное местечко для программиста вроде вас"). Но рекрутинг, как и любой вид деятельности, строящийся больше по законам психологии, чем математики, невозможно полностью автоматизировать. Ведь главное требование любого нанимателя - от Юты до Якутска - "чтобы человек понравился".

А вот что действительно "на взлете", так это услуги по индивидуальному консультированию. Суть такова - приходит профессионал в профильное агентство или к частному консультанту и говорит: "Я такой-то, могу делать то-то, хочу развиваться как специалист и в результате зарабатывать больше денег, что вы мне порекомендуете?" А ему, за его деньги, консультант описывает различные варианты развития специалиста в условиях рынка квалифицированной рабочей силы; дает конкретные рекомендации, в том числе и по повышению квалификации, обучению и т. д.

Самое интересное, что с определенного момента в Enter с подобными просьбами, т.е. заказами стали обращаться менеджеры компьютерных компаний. Вот уж чего не ждали, того не ждали. Ну и пришлось крепко призадуматься. Вот она тенденция как аукнулась.

И последнее - агенты. Все мы знаем (книжки читали, фильмы смотрели), что любой актер, музыкант не должен трудоустраиваться сам, для этого у него есть агент. Появились подобные агенты и у хороших программистов. Агент знает состояние рынка, он постоянно в курсе потребностей различных компаний, владеет информацией о том, где и сколько могут заплатить программисту. Агент ведет переговоры от лица своего программиста. И за трудоустройство, т.е. за подписанный контракт, получает свои проценты.