в несокрушимую, непрерывно растущую монополию, для которой не существует никаких препон. Я с этим не согласен.

Компьютерная индустрия охватывает слишком широкую область и развивается одновременно в слишком многих направлениях, для того чтобы ее могла контролировать какая-то одна компания, даже такая искушенная, как Microsoft. Последняя, безусловно, демонстрировала выдающиеся результаты на протяжении целого десятилетия, однако столь влиятельной компанией Microsoft стала не так давно, если принять во внимание уровень ее прибыли. В то же время корпорация IBM, лидирующая на рынке уже два с половиной десятилетия и участвовавшая во многих вошедших в историю и документально отраженных битвах за передел рынка, оставалась прибыльной большую часть указанного периода.

Перед нами встает вопрос, так ли уж важно избавиться от одной формы экономического давления, если на смену ей приходит другая? Входит ли в планы Microsoft захват рынка локальных сетей и приложений для Internet? Стремится ли эта компания продвигать системы управления корпоративными базами данных так же, как и операционные системы? Предпримет ли она попытки выйти за пределы рынка настольных компьютеров? И что нужно делать, чтобы предотвратить это?

Что касается Microsoft, то она, без сомнения, будет делать все вышеперечисленное. Важнее установить, сможет ли положение при этом представлять действительную опасность.

Я думаю, что негласное соглашение, заключенное между большинством компаний, станет той своеобразной линией, через которую Microsoft не сможет переступить. Эта невидимая линия время от времени, вероятно, будет смещаться. Однако некоторые специалисты в области информационных систем считают, что компании Microsoft следует ограничить сферу своей деятельности серверами приложений, файл-серверами и серверами печати.

"Мы видели организации, полностью "оккупированные" продукцией Microsoft, но при этом не собираемся сами следовать их примеру", - вот что я недавно услышал от одного из системных администраторов. Действия же системных администраторов иногда напрямую связаны с пожеланиями бизнес-менеджеров и конечных пользователей. Никто из тех, с кем мне довелось беседовать, не выразил заинтересованности в том, чтобы средства автоматизации корпорации, начиная от настольного компьютера и кончая хранилищем данных, управлялись исключительно продуктами Microsoft.

Причины тут самые различные, однако между ними существует определенная взаимосвязь. Системные администраторы, получив от IBM несколько поучительных уроков, поняли, как опасно использовать продукты только одного производителя. Еще свежи в памяти операции по "ликвидации последствий" такого положения, поэтому никто не желает менять одну форму технической монополии на другую.

Несмотря на ряд искусных маневров в области Internet, компания Microsoft "инстинктивно" продолжает оставаться на платформе настольных компьютеров. Ее основные конкуренты, за исключением Digital Equipment, стремятся объединяться в продвижении основных системных технологий, извлекая максимум выгоды из "промашек", порой допущенных Microsoft в какой-либо предметной области. Они боролись за вытеснение Microsoft с объектного фронта путем создания стандарта Common Object Request Broker Architecture и объединились вокруг языка Java еще до того, как он получил широкое признание. Язык Java, ориентированный на создание средств обработки информации, работающих в сети, сумел собрать вместе недавних ярых противников - компании Sun, Oracle, IBM и Netscape, которые сформировали блок, альтернативный Microsoft.

Microsoft стремится развивать средства работы с базами данных, сетями и групповым программным обеспечением, но конкуренция оказывается более жесткой, чем предполагалось. В каждой из этих областей Microsoft сталкивается с компаниями, чья репутация сформировалась благодаря выпуску продуктов именно данного назначения. Вытеснение их с привычного рынка сопряжено со значительными трудностями. Novell делает все, чтобы восстановить свои пошатнувшиеся позиции. Lotus демонстрирует поразительную способность к адаптации и продолжает продавать Notes. А конкуренция между Oracle и Informix настолько остра, что у Microsoft просто не остается времени для того, чтобы угнаться за ними.

Я думаю, что отделы ИТ в какой-то момент смирились с растущей экспансией Microsoft, хотя, несомненно, они отдавали себе отчет в эгоцентричной природе этой компании. Сейчас появились примеры успешного применения технологий, не связанных с Microsoft, а конкуренты Microsoft обрели "второе дыхание".

Пользователи, которым необходимо сделать выбор, наверняка постараются ограничить свою зависимость от Microsoft сферой, в которой лидерство и компетентность этой компании общепризнано: настольными компьютерами.


Чарльз Бабкок - редактор еженедельника Computerworld. Его электронный адрес - charles_babcock@cw.com