появления в 2001 году мифического компьютера HAL, описанного писателем-фантастом Артуром Кларком. И хотя этот сервер Web (его адрес - shuttle.nasa.gov) не поет "Дэйзи, Дэйзи, дай мне ответ...", у него немало других "прихлопов" и "притопов".

Сервер предлагает Web-путешественникам полный комплект мультимедийных функций - в том числе звук и полномасштабное видео - на уровне коммерческой версии. Но, в отличие от коммерческих узлов, NASA дает своим клиентам "белку" и "свисток" одновременно, поэтому любой "прилично экипированный" Web-"космонавт" может подключиться к живому звуку или видео из "челнока" и оказаться внутри телеметрического информационного потока "Атлантиса", ощутив себя в роли космонавта на околоземной орбите.

Хорошо продуманная базовая страница дает пользователю краткую справку об ежедневной деятельности "челнока" с соответствующими комментариями и фото. Кроме того, NASA предлагает перечень "горячих" линий, открывающих доступ к дополнительной информации о стоящих перед кораблем задачах, полезной нагрузке, времени полета и биографиях членов экипажа. Это меню также обеспечивает легкий доступ к мультимедийному инструментарию и данным в режиме реального времени, включая аналогичный дисплей слежения, который был у космонавтов в их портативных лаптопах на борту "Атлантиса" и работал в таком же режиме. Картинка на дисплее обновляется каждые 45 секунд, показывая местоположение корабля на орбитальной траектории.

Для получения дополнительной информации вы можете развернуть пакет телеметрических данных, который опять-таки в режиме реального времени "выдаст" вам координаты "челнока": долготу и широту, текущую высоту, орбитальную высоту в перигее и апогее, а также - температуру в жилом отсеке (при проверке на "третий день полета" она оказалась +26 градусов).

Реальные достижения этого переделанного "челночного" сервера - связь и легкость, с которой NASA переносит Web-"туриста" из главного сервера на другие узлы. Сервер создает интерактивное окно, позволяющее совершить экскурс в историю пилотируемых полетов NASA. Сделав "легкое движение рукой", вы переноситесь из рабочей атмосферы диалога экипажа "Атлантиса" с ЦУПом в архивные документы, посвященные первому полету Джона Гленна на аппарате "Меркурий".

Романтики "пыльных тропинок далеких планет" рассчитывают, что Web-"челнок" своими виртуальными возможностями обеспечит им ощущения реального пилотируемого космического полета. В памяти "челночного" сервера записано полмиллиона сюжетов-ситуаций за менее чем 24 часа полета "Атлантиса" после старта.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями