Сколько различных браузеров применяется в вашей сети intranet? И каковы их возможности, например, по части работы с используемыми на Web-сервере метками форматирования HTML и модулями расширения?

Прежде чем отвечать, советуем вам уточнить некоторые обстоятельства. Браузеры имеют привычку браться неизвестно откуда, так что не спешите припоминать, что вы устанавливали на пользовательских станциях. Лучше попытаться выяснить реальную обстановку; по счастью, имеется пара способов это сделать.

Вместе с каждым запросом к Web-серверу все браузеры пересылают переменную среды HTTP_USER_AGENT - она входит в состав CGI. Если повезло, то на вашем Web-сервере автоматически поддерживается файл записи значений HTTP_USER_AGENT. Скорее всего, этот файл называется user_agent.log, agent.log или как-нибудь в этом роде.

Если же сервер такого файла не создает, то можно воспользоваться одним из двух способов. В случае, когда в системе уже установлена программа, "на лету" создающая страницу, к которой обращается пользователь, надо просто добавить к этой программе несколько строчек, обеспечивающих запись значений переменной HTTP_USER_AGENT в файл. Если поддержка динамической генерации страниц в системе не установлена, то можно воспользоваться коротеньким CGI-сценарием, который будет сначала записывать значение переменной, а потом доставлять пользователю нужную страницу. На Unix-сервере, например, такой сценарий занимает четыре строчки. (Более подробную информацию об этом и других, аналогичных, CGI-сценариях можно найти по адресу: http://www.intuitive.com/.)

Любой созданный таким образом файл учета будет содержать накопленные в течение нескольких дней идентификаторы браузеров. Ниже в качестве примера приводится список, составленный в результате 10-минутного сбора информации:

  • Mozilla/3.0 (Macintosh; I; PPC)
  • Lynx/2.6 libwww-FM/2.14
  • Mozilla/3.01Gold (Win16; I)
  • Mozilla/3.0Gold (Win95; U)
  • Mozilla/2.0 (Win95; I)
  • Mozilla/3.0Gold (X11; I; SunOS 5.3 sun4m)

Из этого списка можно почерпнуть много важной информации. Во-первых, почти все "посетители" работают с Mozilla (это - кодовое имя браузера Netscape Navigator). Цифра после косой черты обозначает номер версии. Далее, в скобках, дается идентификатор платформы и операционной системы; таким образом, можно видеть, что запросы поступали от браузеров, работающих на платформах Macintosh, Win16 (то есть Windows 3.x), Windows 95 и рабочих станций Sun на базе системы X -Window. Выбивающийся из общей картины второй элемент списка связан с обращением от простенького текстового браузера под названием Lynx. Lynx - это довольно специфический браузер, о существовании которого не стоит забывать, поскольку он в буквальном смысле этого слова не может выдавать пользователям графические изображения или сколько-нибудь форматированный текст. Он используется в вычислительных средах, основанных на применении ASCII-кода - например при работе с командным процессором Unix.

Какой вывод можно сделать из анализа полученной информации? Во-первых, все разрабатываемые для intranet-сервера страницы должны нормально восприниматься пользователями браузера Lynx. Если сервер содержит большое число изображений и прочей графики, то окажется, что многие лишены доступа к ключевой информации. Во-вторых, пользователи работают с разными операционными системами. Поэтому если кто-то хочет поместить на сервер загружаемые программы для членов рабочей группы, то соответствующие данные должны быть представлены в форме, подходящей для разных платформ. Наконец, в-третьих (и это самое главное), не все пользователи работают с наимоднейшими последними версиями браузеров. Я лично призывал сотрудников моей компании к поголовному переходу на Netscape Navigator 3.0, но тем не менее отдельные непокорные граждане продолжают работать с версией 2.0 или какими-то другими программами. В результате если я буду проектировать материалы для сервера с расчетом на использование функций, имеющихся только в Navigator 3.0, то мне не придется рассчитывать, что эта информация будет доступна всем.

Итак, наконец-то мы добрались до утилитарного назначения нашего упражнения: необходимо осознать, какая пропасть пролегла между существующей в вашем воображении картиной сети и суровой реальностью. Попытайтесь собрать данные - и сообщите мне о результатах.


Дейв Тэйлор - президент компании интерактивной торговли The Internet Mall (http://www.internetmall.com). С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу: taylor@internetmall.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями