Прошедший год ознаменовался в странах Азии резким ростом Internet (и, естественно, всех связанных с Сетью проблем) и проникновением азиатских компаний на американский рынок ПК.

Что касается проблем с Internet, то здесь между Азией и Россией оказалось много общего. Особенно в сфере законотворчества. Во многих из этих стран правительства приветствовали развитие Internet, но пожелали принимать в нем участие, дабы Сеть получилась "правильной". Естественно, все ограничения вводятся исключительно для удобства пользователей.

Другая упоминавшаяся тенденция года - "демократизация" американского рынка ПК, на который все активнее выходят азиатские компании. Прошли те времена, когда представители ведущих западных компаний могли позволить себе достаточно высокомерно отзываться о попытках своих поставщиков комплектующих работать на "их" рынках под собственными торговыми марками. Первопроходцем здесь стала компания Acer, выпустившая на американский рынок нашумевшую модель Aspire. В конце года IBM объявила, что намерена передать этой компании производство своих ПК нижнего уровня и портативных компьютеров. Катализатором всего этого процесса можно считать надвигающееся слияние рынков компьютерной и бытовой техники, на последнем из которых азиатские фирмы уже довольно давно чувствуют себя более чем уверенно. Aspire, кстати, и позиционировался как предельно "домашний" компьютер.

Еще один сектор рынка, на котором компании из стран Азии с большой вероятностью потеснят западные фирмы - производство сетевых компьютеров. Если на рынке "классических" ПК трудно обойтись без процессоров Intel, то дешевые микросхемы для сетевых компьютеров всех мастей готовы производить многие. И пока здесь доминируют предложения с Востока. Вполне вероятно, что на этом рынке азиатские компании сразу выйдут в лидеры, даже не снабжая свою продукцию всемирно известными западными "этикетками".

В самом начале года произошли очередные события, которые можно рассматривать в русле общих тенденций. Известнейшая американская компания Texas Instruments передала свой бизнес в области портативных компьютеров компании Acer, относительно недавно получившей признание на рынке США. И даже весьма социалистический Вьетнам не остался в стороне от общеазиатского процесса: японская Fujitsu ввела здесь в действие завод по производству полупроводников, а в настоящее время строит второй. И это понятно: новым "бранднэймам" надо искать тех, кто сначала будет производить им недорогие комплектующие, потом - системы для простановки гордого имени компании... И так далее.

Ну а Россия, как всегда, оказалась посередине между "монголом и Европой". С одной стороны - имеем вполне азиатские проблемы с Internet: властные структуры, не всегда достаточно хорошо разбирающиеся в сути вопроса, на всякий случай пытаются поставить Сеть под контроль (хотя МВД в качестве провайдера Internet пока не обещают). С другой - российские производители, как всегда, недовольны экспансией с Востока (справедливости ради надо заметить, что с Запада - тоже).