на то, что индустрия информационных технологий уже второй год страдает от замедления темпов развития.

Информационные технологии переживают процесс коренных преобразований, связанных с переориентацией стратегии компаний-участников этого рынка на использование Internet, что можно сравнить с переходом железных дорог от паровозной тяги к электрической, считает старший вице-президент IDC Фрэнк Генс.

В 1997 году затраты на продукты и услуги информационных технологий вырастут до 700 с лишним млрд. долл. Это равнозначно увеличению затрат на 12,3%, что все же уступает показателям 1996 г. (14,1%) и 1995 г. (14,5%). Следующий год, по данным IDC, будет также годом снижения темпов роста рынка ПК. Общие затраты на этом рынке повысятся на 15,5% и составят 182 млрд. долл., что ниже результатов 1995 (32%) и 1996 (20%) годов.

Единственное, что вселяет оптимизм в этой ситуации - это Internet. По мере того как все больше потенциальных потребителей получают доступ к Internet, растет количество компаний, которые делают ставку на электронную коммерцию. По мнению Генса, рынок оживет после окончания этого переходного периода, который будет продолжаться несколько лет до образования инфраструктуры Internet и рыночных стратегий, соединяющих деловые и массовые рынки.

"Эта отрасль давно уже не переживала таких темпов роста, которые ожидаются в следующие 10 лет", - отметил Генс. Он предсказал, что доля затрат на информационные технологии в общих вложениях в мировую экономику в ближайшем будущем вырастет с 2,2 до 2,5%, а за 10 лет - до 3-4%.

Из отчета IDC видно, что общий объем электронной коммерции по Internet составил в 1996 году около 3 млрд. долл., причем более трети этих операций были от начала до конца выполнены с помощью Web. В 1997 году количество пользователей Web удвоится и достигнет более 68 млн., 90% крупнейших компаний будут располагать собственными узлами Web, а объем транзакций по Web увеличится на 400%. К 2000 году сумма транзакций по Internet составит 100 млрд. долл.

Генс отметил: "Появились новые рынки, и поставщикам придется их осваивать". В то время как корпоративный рынок ПК в развитых странах уже сформирован, открываются новые возможности в Азии, Восточной Европе и Южной Америке.

В переходный период, который продлится несколько лет, поставщики информационных технологий смогут зарабатывать на оказании услуг корпорациям в создании узлов электронной коммерции по World Wide Web, а также корпоративных серверов Web. Некоторые компании уже готовы развернуть такую деятельность.

Например, компании Dell Computer, Cisco Systems и Gateway 2000 уже создали собственные серверы Web и поместили в них общую информацию о себе и своей продукции. Генс сообщил, что с момента создания (в июне 1996 года) собственного сервера Web компания Dell с его помощью совершила сделок на общую сумму более 250 млн. долл., а Cisco от 9 до 10% своих операций выполняет через Web. Кроме того, поскольку Cisco занимается сетевыми технологиями, это помогает ей укреплять свои рыночные позиции, особенно в обслуживании корпораций, которые занимаются построением собственных сетей intranet, добавил Генс.

В переходный период могут рассчитывать на повышенный спрос на свою продукцию и другие компании, например Cascade Communications и WebTV, которые вовлечены в создание инфраструктуры Internet и предоставление соответствующих услуг заказчикам.

Эту точку зрения разделяют и другие аналитики.

"Большие компании, типа региональных представительств Bell, в результате опытов с новыми видами услуг могут потерять значительные суммы денег. Но существуют фирмы, изначально поставленные в более выгодные условия; даже если их эксперименты потерпят крах, это организации, обеспечивающие инфраструктуру и предлагающие сетевое оборудование, скажем, такие как Cisco", - отметил аналитик по телекоммуникациям Джеймс Кобайлиус. Его фирма занимается внедрением сетевых технологий.

По словам Генса, IDC также сулит значительные доходы от деятельности, связанной с Internet, компаниям Microsoft, Dell, Cisco, Oracle и некоторым подразделениям IBM, занимающимся предоставлением услуг. Кроме того, Microsoft, намеревающаяся завершить разработки продуктов NT 5.0 и Merchant Server, готова к активным действиям на рынке серверов нижнего уровня.

Ожидается, что крупные поставщики ПК для всех секторов рынка, типа Compaq и IBM, также организуют продажу своей продукции по сети Web, следуя по проторенной компаниями Dell и Gateway дороге. Но у них могут возникнуть проблемы из-за негативной реакции компаний-реселлеров на такой шаг. По мнению Генса, конфликта можно избежать, если поручить реселлерам исполнение заказов.

Крупным американским компаниям придется приложить немало усилий, чтобы выдержать конкуренцию с японскими фирмами, такими как Toshiba, Sharp и Fujitsu. У японцев сильные позиции на массовом рынке, заметил Генс.

Он также предсказывает трудные времена для корпорации Intel, которой придется резко изменить направление своей деятельности и вступить в борьбу на рынке недорогих компьютеров для сети Internet.


В исследовании о влиянии Internet, проведенном и обнародованном IDC, есть и другие прогнозы:

  • Количество устройств, подключенных к Internet во всем мире, вырастет с 12,6 млн. (на конец 1995 года) до 233,3 млн. к концу 2000 года.
  • Количество пользователей сети Web за этот же период увеличится до 163,0 млн.
  • Значительно вырастет процент пользователей, приобретающих товары и услуги по сети Web - с 24% (на декабрь 1995 года) до 28% (в декабре 2000 года). Но в США эта цифра с 29% возрастет до 45.
  • Около трети транзакций, начатых с помощью Web, будет и завершаться через сеть (остальные транзакции завершаются по факсу или телефону). К 2000 году эта доля должна превысить две трети.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями