, возможно, способна перевести взаимодействие компьютера и человека на совершенно иной уровень.

Как утверждают представители SRI, используя OAA, можно перейти от прежних распределенных объектов, у которых методы обработки запросов и взаимодействия с другими объектами по большей части жестко определены, к распределенным агентам, которые действуют в соответствии с конкретной задачей и могут работать с другими динамически добавляемыми агентами.

При наличии гибкой группы независимых от платформы агентов, команда или запрос пользователя могут быть разделены на части и переданы наиболее доступным агентам для обработки и получения результата.

По словам Дугласа Морана, ведущего научного сотрудника центра исследований в области искусственного интеллекта SRI, агенты OAA представляют собой обобщенные объектные компоненты, которые подразумевают наличие определенного интеллекта и могут выполняться независимо. Подобные агенты основаны на использовании разработанного в SRI логического декларативного языка InterAgent Communications Language, поддерживающего выражения естественной речи.

Технология базируется на агенте Facilitator, который получает выражение высокого уровня, описывающее запрос, и потом определяет, какие доступные в данный момент агенты способны обработать различные части запроса.

В разработанном SRI пакете Automated Office, основанном на архитектуре ОАА, агенты распознавания речи и рукописного текста, а также агент, обслуживающий телефон, представлены наряду с агентами календаря, электронной почты и базы данных.

Пользователь может написать на небольшом клиентском компьютере: "Прошу немедленно сообщить о получении почты, содержащей информацию о безопасности". Это сообщение с помощью агента распознавания рукописного шрифта автоматически конвертируется в печатный текст. Пользователю остается проверить правильность преобразования и нажать на кнопку "Выполнять". Запрос преобразуется в необходимый вид и передается агенту Facilitator. После чего Facilitator распределяет подзадачи по другим агентам. Агенту электронной почты направляется требование контролировать поступление почты, агенту базы данных-найти пароль пользователя, календарному агенту-определить местоположение пользователя в момент получения сообщения и агенту электронной почты или телефона-доставить полученное сообщение. Кроме того, при обработке сложных запросов Facilitator контролирует "взаимоотношения" этих агентов.

В данном случае пользователю, отправившему запрос по электронной почте, придется в ответ на телефонный звонок сообщить свой пароль. Связавшийся с ним агент "прочитает" ту корреспонденцию, которая содержит слово "безопасность".

"При помощи ОАА ваши базы данных, календари и многие другие системы смогут, как никогда прежде, работать в тесном взаимодействии",-говорит научный сотрудник SRI Адам Чеер. В результате вся система приобретет необычайную гибкость, и если стандартное решение оказывается неэффективным, начинается поиск других путей. Например, если ваш компьютер не работает, сообщение, полученное по электронной почте, будет передано посредством телефонной связи.

Агенты общаются с помощью протокола TCP, но предусмотрено и использование удаленных вызовов процедур. Сейчас SRI работает над адаптацией OAA к взаимодействию с архитектурой CORBA.

На клиенте, который может быть представлен как персональным компьютером, так и персональным цифровым помощником, локально выполняется агент User Interface (интерфейс пользователя); все остальные агенты могут выполняться на других компьютерах в локальной сети или даже в Internet. Приложения ОАА, разработанные SRI, очень нетребовательны к вычислительным ресурсам и способны работать даже на компьютерах с тактовой частотой 25 МГц и 4-6 Мбайт памяти.

SRI планирует выпустить модернизированный инструментальный пакет средств для ОАА, осталось только завершить некоторые преобразования, связанные с переходом к коммерческому распространению.

Дело в том, что SRI, занимающаяся некоммерческими исследованиями, разработками и консультациями, надеется поставить эту технологию на коммерческую основу, путем расширения влияния на рынке благодаря лицензированию и созданию дочерних компаний.

С помощью этого пакета пользователи смогут сами создавать агентов ОАА. Кроме того, по утверждению Чеера, в него включены средства, помогающие преобразовать существующие модули или объекты CORBA к виду агентов.

Можно разрабатывать агенты для произвольной платформы. У SRI уже есть агенты для операционных систем Unix, Windows, а также платформенно-независимые агенты Java.

Web-адрес SRI International: http://www.sri.com.


Интеллектуальные агенты внедряются в управление данными

Интеллектуальные агенты, чья помощь пользователям состоит в организации своего рода барьера на пути поступающей информации, постепенно превращаются в обычный рабочий инструмент. Поставщики предлагают все больше продуктов на основе агентов, цель которых-дать людям возможность тратить меньше времени на поиск нужной информации и, следовательно, больше времени-на ее использование.

Однако, прежде чем технология агентов получит широкое распространение, должны быть решены определенные объективные задачи. Например, необходимы языки, обеспечивающие агентам единообразный доступ к информации на сервере и позволяющие агентам различных производителей обмениваться данными.

Среди тех, кто предлагает интеллектуальные агенты (или готов выпустить таковые в ближайшее время),такие компании, как Amulet, Firefly Network и Verify.

Новые продукты являются информационными агентами, которые специализируются на извлечении и организации требуемой информации. Некоторые из них могут даже изучать потребности конкретного пользователя в информации и адаптироваться к ним. Идея состоит в том, чтобы передать пользователю только требуемую, подходящую, рассортированную информацию, а не просто список сотен узлов Web, как это повсеместно происходит сейчас. Различные агенты могут готовить данные "с опережением" или начинать работу исключительно по запросу пользователя.

Новый комплект программного обеспечения компании Firefly, к примеру, использует так называемую технологию коллективной фильтрации, которая сравнивает симпатии и антипатии конкретного пользователя с требованиями других пользователей, информация о которых хранится в базе данных агента, и на основании этого сравнения рекомендует те или иные продукты и услуги.

В 1997 году технология информационных агентов найдет, как считают производители, новое применение в корпоративных intranet. Помимо деятельности, связанной с Web, эти агенты смогут собирать и обрабатывать информацию, полученную из баз данных электронной почты и корпоративных приложений.

Andersen Consulting, к примеру, тестирует во внутренней сети разработанного ею агента, получившего название Contact Finder. Этот агент считывает электронные доски объявлений компании и запоминает, кто из сотрудников какими из технических областей интересуется. Когда Andersen Consulting необходимо найти экспертов по определенной теме, Contact Finder предоставляет список лиц, обращавшихся к ней.

"Вместо того чтобы искать ответ по всему хранилищу информации, мы можем воспользоваться списком людей, которые что-то знают по этой тематике",-сказал Брюс Крулвич, исследователь Center for Strategic Technology Research компании Andersen Consulting.

Возможны и иные виды агентов: торговые агенты, которые проводят сравнительный анализ магазинов электронной торговли с целью заключения наиболее выгодной сделки; агенты сетевого управления, которые отыскивают ошибки в сети и проводят предварительно определенные мероприятия по их устранению, например, перезагружая сервер; обучающие системы, в которых агенты могут отвечать на вопросы и вести обучение, используя системы виртуальной реальности.

Однако, как отмечают аналитики, до того, как агенты обретут способность выполнять иные функции, помимо простейших, регулярных, какие они реализуют сейчас, необходимо решить еще немало вопросов. Например, Bargain Finder компании Andersen Consulting, который сравнивает цены на музыкальные компакт-диски, требует тщательной и сложной настройки на каждый отдельный магазин и каждое семейство продуктов, которые он анализирует. Общий протокол позволил бы агентам работать со значительно более широким кругом магазинов и продуктов, чем сейчас.

Точно так же разработчики должны использовать общие протоколы, чтобы агенты получили возможность анализировать различия в рамках предварительно определенного диапазона.

Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. SRI International, к примеру, разрабатывает Object Agent Architecture, которая позволит многим агентам работать вместе над выполнением сложной задачи.

А пока, как считает Джулиан, "мы довольно далеко от создания земли обетованной" для агентов. "Я не думаю, что в течение ближайших двух лет мы действительно сможем получить устраивающие всех стандарты",-заключил он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями