, как их внимание будут привлекать интеграция речи и видео в бизнес-приложения, используемые для поддержки потока работ, конференций, продаж и обслуживания заказчиков.

По мнению специалистов, с точки зрения долговременной перспективы потенциал телефонии на Internet определяется наличием более интеллектуальных и насыщенных коммуникаций. И тем не менее, в первую очередь интерес к телефонии на Internet будет стимулироваться возможностью вести дешевые междугородные (а особенно международные) переговоры.

Пользователей из Южной Америки, к примеру, может порадовать возможность избежать оплаты за международные переговоры, которая составляет несколько долларов в минуту. По сравнению с этим кажется, что первоначальные технические трудности и пока невысокое качество речи, передаваемой по Internet, не так уж и значимы.

Не требующие оплаты за использование международных линий связи услуги телефонии на Internet уже начали предоставляться во всем мире. Служба Net2Phone компании IDT передает звонки с ПК на телефоны, связывая Internet с общедоступной коммутируемой телефонной сетью.

Служба "телефон-телефон" компании Delta Three предлагает использовать Internet для телефонной связи между Иерусалимом и Санкт-Петербургом, что позволит удовлетворить запросы большого числа российских иммигрантов в Израиле.

"Эти люди определенно не будут возражать против несколько низкого качества связи при значительно более дешевом доступе", - сказал Якоб Дэвидсон, исполнительный директор компании Delta Three, которая планирует обслуживать Нью-Йорк, Чикаго, Москву, Лос-Анджелес, Киев, Варшаву и Берлин.

Клиенты компаний, предоставляющих бесплатные услуги по Internet-телефонии, особенно ведущие международные переговоры, получат определенные преимущества, даже если не будут пользоваться услугами этих компаний, которые станут "давить" на традиционных операторов телефонной связи, вынуждая их снизить расценки.

Телефония на Internet может привлечь только часть клиентов телекоммуникационных компаний, но именно междугородные и международные переговоры, вероятно, будут составлять большую часть оборота таких компаний.

Однако, так или иначе, на выставке Talking Net, состоявшейся в сентябре в Нью-Йорке, производители, в том числе Microsoft, Netscape Communications и VocalTec, не придавали особого значения "денежным" преимуществам телефонии на Internet, особый упор делая на потенциале этой технологии в отношении разделяемых бизнес-приложений.

По словам Элона Генора, исполнительного директора VocalTec, экономические выгоды телефонии на Internet со временем могут стать не столь значимы; это произойдет, как только повысится качество передачи речи и будет гарантирован определенный уровень обслуживания. Именно VocalTec выдвинула лозунг "бесплатных переговоров", но сейчас она в большей степени ориентируется на развитие приложений.

Когда "светлое мультимедийное будущее" станет реальностью? Для некоторых "продвинутых" пользователей оно уже наступило.

В Bear Stearns размещение речи, данных, видео и изображений на глобальной intranet, имеющейся в компании, позволило существенно сократить расходы на приложения, такие как распространение факсов и традиционный речевой трафик. Появились также и некоторые другие преимущества.

С целью установления единой методологии для разработки IP-совместимых голосовых сетей по аналогии с ATM Forum образована группа, получившая название V Forum. Группа с самого начала получила поддержку производителей, таких как Netscape, Microsoft, Lucent, IBM, Cisco Systems, Bay Networks и Northern Telecom, а также телекоммуникационных компаний и компаний-владельцев сетей связи.

В то же время большинство наблюдателей предсказывает, что пройдет немало времени, прежде чем аудио и видео повсеместно внедрятся в корпоративные сети intranet. Этот переход затрудняют совершенствование качества передачи речи и видео, увеличение доступа к Internet, а также скорость доступа и интеграцию мультимедиа в существующие приложения.

Конференция Talking Net еще раз показала, что голос и видео на Internet привлекают значительное внимание.

В конференции приняли участие более 250 участников из Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона; она стала крупнейшей к настоящему времени конференцией по телефонии на Internet. Среди ее участников были производители, операторы и поставщики услуг на Internet, но не было представителей компаний, занимающихся телекоммуникациями на корпоративном уровне и сетевым управлением.

"Эти компании прекратили вкладывать средства в данные, но не в аудио, - сказал Блейк Ирвинг, менеджер группы подразделения платформ и инструментальных средств для Internet компании Microsoft. - Нам еще предстоит стать свидетелями возникновения большого количества разнообразных передовых технологий и программ, но о повсеместности использования мы сможем говорить лет через пять-десять".


На выставке Talking Net обсуждались перспективы многих подобных приложений:

  • Активизируемые голосом страницы Web. Нажатие клавиши на мультимедиа-ПК может быстро связать пользователей Web с персоналом отдела продаж и технической поддержки, работающим в традиционных переговорных центрах. Компания Lucent Technologies продемонстрировала шлюз для телефонии на Internet для переговорных центров.
  • Передача речевых сообщений и факсов по корпоративным intranet. Если уже имеется инфраструктура IP-сети и настольные системы представляют собой мультимедиа-ПК, это может быть выгодно с экономической точки зрения - за счет снижения трафика, связанного с передачей речи и факсов, на PSTN и в локальных сетях. Речевые сообщения также могут передаваться по PSTN во время звонков вне компании. Micom Communications представила шлюз "речь-по-IP", предназначенный для этого рынка.
  • Мультимедиа-приложения в индустрии развлечений по World Wide Web. Компания Intel совместно с подразделением Sony Music корпорации Sony проводит испытания передачи потоков информации "без ожидания" на страницах Web обеих компаний.

  • Internet-телефония способствует росту числа мультимедиа-приложений для Web

    По данным отчета IDC/LINK, Internet-телефония на Internet будет способствовать увеличению мультимедиа-приложений, совместно используемых через Web, таких как разделение документов или видеоконференции.

    "Сама по себе Internet-телефония достаточно интересное приложение, но по большей части она является катализатором роста других мультимедиа-приложений", - считает Рона Шугат, аналитик IDC/LINK.

    По прогнозам IDC/LINK, к 2001 году 12,5 млрд. минут междугородных телефонных разговоров жителей США будет осуществляться через сети с коммутацией пакетов, 4 млрд. из них относятся к международной связи. Это не очень большой процент, но все же вполне внушительная цифра. Например, сейчас длительность переговоров с использованием традиционной междугородной связи составляет 550 млрд. минут в год.

    Как предполагают сотрудники IDC/LINK, операторы традиционных систем также начинают применять для передачи речи возможности Internet. Возглавляет движение Telecom Finland, открывшая в декабре телефонную службу на Web под названием TF-MediaNet.

    - Сэри Калин,
    Служба новостей IDG, Бостон

    Telecom Finland представляет телефонную службу Internet

    Компания Telecom Finland предложила услуги телефонной связи на базе Internet, предоставив пользователям возможность звонить через World Wide Web непосредственно со своих ПК. Финская телекоммуникационная компания рассчитывает, что служба TF-MediaNet поможет сделать телефонную связь через Internet даже более привлекательной, чем традиционные телефонные сети.

    "Мы хотим, чтобы клиенты были заинтересованы в развертывании дополнительных приложений, ориентированных на телефонные услуги Internet", - заявил Мика Юситало, руководитель Medialab в Telecom Finland.

    Служба "голос-по-Internet" (voice-over-Internet) уже работает и доступна всем пользователям Internet, имеющим соответствующее программное обеспечение, поставляемое компанией VocalTec. Однако, по словам Юситало, Telecom Finland не в состоянии гарантировать необходимую пропускную способность и, следовательно, качество обслуживания за пределами Финляндии.

    "В Финляндии мы имеем магистральную сеть АТМ, охватывающую всю страну, и весь трафик Internet проходит через эту сеть, - объясняет он. - Благодаря этому в Финляндии обеспечивается достаточная для такого типа услуг пропускная способность".

    Служба "голос-по-Internet" явилась естественным расширением набора услуг по передаче данных, предлагаемых компанией Telecom Finland на базе собственной магистральной сети АТМ. С конца 1995 года компания начала предоставлять услуги Internet для теле- и радиовещания, как "живого" (с места событий, в реальном времени), так и по требованию. Юситало утверждает, что некоторые вещательные компании, работающие в таком режиме, заинтересованы в интеграции услуг по передаче речи со своими текущими программами.

    Компания Telecom Finland будет предлагать услуги телефонной связи TF-MediaNet в рамках своего пакета услуг доступа в Internet, рассчитывая, что это сделает его более привлекательным для заказчиков.

    В настоящее время почти 100 тыс. клиентов компании Telecom Finland пользуются услугами Internet, и Юситало надеется, что несколько десятков тысяч из них заинтересуются телефонной службой Internet.

    Для дальней связи Telecom Finland предоставит шлюзы в свои мобильные и стационарные сети связи, позволяющие клиентам службы MediaNet передавать вызовы из Internet в обычные телефонные сети. Оплачиваться такие услуги будут по принятой в телефонной связи системе расчетов.

    Поэтому Telecom Finland не опасается, что телефонная служба Internet вытеснит остальные ее службы передачи речи.

    Юситало говорит, что пользователям, заинтересовавшимся телефонными услугами Internet, понадобятся доступ в Internet, Web-браузер, ПК со звуковой платой, микрофон и модем, поддерживающий передачу со скоростью минимум 14,4 Кбит/с. Кроме того, пользователи должны будут установить на свой компьютер клиентское программное обеспечение Internet Phone компании VocalTec, которое является обязательной частью системы.

    В Финляндии услуги Internet-телефонии, предоставляемые Telecom Finland, включают поиск абонента через WWW. Иными словами, ее клиенты могут узнать, кто из других пользователей в настоящий момент подключен к Internet. Если в данный момент пользователь не подключен, ему можно оставить сообщение голосовой почты.

    Далее, компания Telecom Finland предлагает телефонные справочники и интерактивные системы расчетов за переговоры. Она также пытается заинтересовать своей телефонной службой компании, занятые разработкой информационного наполнения, которые могли бы интегрировать свои Web-приложения с речевыми услугами Internet.

    Примеры организации служб на базе телефонной сети MediaNet уже имеются. Так, коммерческая телекомпания MTV Finland использует эту технологию для обратной связи со зрителями, зарегистрированными на ее Web-узле. Finland Post, национальная почтовая служба Финляндии, создала в MediaNet приложение для бюро вызовов, а сама компания Telecom Finland интегрировала службу MediaNet в работу своего стола справок.

    - Торстен Буссе,
    Служба новостей IDG, Мюнхен

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями