Я не имею в виду каналы распределения или даже услуги интерактивного телевидения таких компаний, как WebTV Networks и Wink Communications. Осенняя выставка Comdex прояснила, что американская промышленность действительно в восторге от идеи превращения типового ПК в 24-часовой приемник специализированного вещания.

Начинающие компании, такие как PointCast, BackWeb Technologies, Marimba, Intermind и AirMedia, стали пионерами в этой области. В наступившем году к ним присоединятся компании Netscape Communications со своим ПО Constellation и Microsoft с архитектурой Active Desktop. Существуют различные подходы к этой проблеме, однако и есть у них ряд общих мотивов.

· Как и факсимильный аппарат, ПК должен работать постоянно, а не только в случае, если он используется человеком. Компания AirMedia даже передает данные на портативные ПК, оснащенные антенной. Будучи постоянно включенным и активным, ПК действительно становится центральным элементом сети.

· Информация может передаваться в активном режиме в соответствии с потребностями покупателя и отображаться по выбираемым каналам. Предлагают даже, чтобы эти каналы заняли место интерфейса Windows. Пропагандируемая "среда доставки" (push media) может освободить пользователей от необходимости посещать свои излюбленные уголки Паутины с тем, чтобы знакомиться с новой информацией.

· Широковещательные технологии могут передавать текст, графику, аудио- и даже видеофайлы на персональные компьютеры, пока те не используются - однако для этого необходима достаточно большая пропускная способность, своеобразный "свободный диапазон радиочастот". Возможность эффективно перекачивать заказанную мультимедийную информацию - это предпосылка к созданию истинно персонального телевидения, когда программы можно смотреть в любое время.

· Существует устойчивая тенденция применения языка Java компании Sun Microsystems в качестве средства доставки сложного информационного содержания, хотя концепция канала по самой своей природе не зависит от аппаратной и программной аппаратуры. В этом направлении работает, в частности, компания Marimba, сформированная несколькими ведущими специалистами, составлявшими ранее команду разработчиков Java.

· Пользовательское программное обеспечение обычно поставляется его производителями бесплатно. Они зарабатывают деньги, продавая необходимое серверное ПО, а иногда, как в случае компании PointCast, на рекламе.

Доступные сейчас продукты предназначаются, главным образом, для индивидуальных пользователей, однако и корпоративные пользователи примут технологию "среды доставки" с целью массового автоматического распределения заказанной информации. Например, мгновенное и дешевое оповещение покупателей о наличии соответствующих товаров, изменении цен и специальных предложений может стать серьезным шагом в направлении к полноценным системам электронной коммерции. Свидетельством тому является тесное сотрудничество компаний Lotus Development и PointCast.

И это всего лишь начало. Microsoft и America On-Line все чаще употребляют метафору канала для описания своих интерактивных услуг. Энди Гроув, глава корпорации Intel, в своем выступлении на Comdex много внимания уделил грядущей конкурентной борьбе ПК и ТВ. Возможно, важнее всего то, что недавний компромисс между изготовителями телевизоров и компьютеров по спецификациям цифрового ТВ мог бы полностью устранить разногласия между этими технологиями.


Дэвид Мошелла - старший редактор Computerworld. Его адрес в Internet: david moschella@cw.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями