В прошлом году европейский рынок персональных компьютеров временами напоминал опасную топь: один неверный шаг той или иной компании мог увлечь ее на дно.

В середине года рынок потрясла череда плохих новостей, первая из которых - продажа немецкой фирмы Escom AG. За известиями о низких квартальных показателях европейских и зарубежных компаний последовали доклады об общем незначительном росте национальных рынков. В условиях снижающегося спроса любой просчет в системе снабжения и поставок продукции означал для фирмы потерю рынка.

К концу года определился лидер: им снова стала американская корпорация Compaq Computer. Компания Siemens Nixdorf Informationssystems AG (SNI) осталась, похоже, единственной крупной фирмой-производителем ПК в Европе, принадлежащей европейцам и не стоящей, подобно Olivetty PC Company, перед перспективой продажи иностранцам.

Положение, впрочем, не столь безнадежно, как это может показаться. По сообщению исследовательской компании Dataquest Europe, в третьем квартале 1996 года европейский рынок в целом оживился - продажи ПК в натуральном выражении возросли и составили 112,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в то время как во втором квартале этот показатель составлял 10,7%.

Кроме того, аналитики отмечают, что в 1996 году для разных стран и разных секторов рынка ситуация сильно разнилась. В частности, при общей стагнации потребительского спроса рынок ПК профессионального уровня переживал подъем.

По существу, нынешнее уныние большей частью порождено завышенными надеждами.

Саймон Пирс, руководитель группы исследований рынка персональных систем в International Data Corp., заявляет, что американская модель в Европе работать не будет. При сильно различающихся демографических данных, а также параметрах рынка США и Европы, вряд ли темпы роста американского рынка будут составлять 20% в год. "В Европе намного меньше людей, которые в состоянии купить себе персональный компьютер", - говорит Пирс. По его мнению, низкий потребительский сегмент стал главной причиной для разочарования у компаний-производителей в 1996 году: европейские потребители испытывали неуверенность вследствие общего неважного состояния экономики Германии, Франции и других стран, и это - вместе с высоким уровнем цен, чрезмерными налогами на добавленную стоимость и дороговизной телекоммуникаций - удерживало их большую часть года от расходов на ПК.

Значительно лучше выглядел в 1996 году рынок компьютеров делового назначения. Хотя во втором квартале бизнесмены притормозили модернизацию своих систем в направлении Pentium и Windows 95, в дальнейшем расходы на такую модернизацию значительно увеличились.

По данным Dataquest, в Германии, чей рынок ПК составляет одну четверть европейского, конечные пользователи-профессионалы потратили в третьем квартале 1996 года на 29,8% больше по сравнению с тем же периодом 1995 года. Аналогичный рост в Великобритании составил 34,1%, а во Франции 11,3%.

Жестокая ценовая конкуренция на протяжении всего года вынуждала поставщиков ПК снижать прибыльность. В результате способность контролировать издержки, а также рационализация системы поставок в сочетании с упором на стратегическое планирование стали ключевыми факторами успеха всякой компании, оперирующей на европейском рынке.

Сегодняшние ПК подобны свежим фруктам, которые, залеживаясь на магазинных полках, начинают портиться и подвергаются уценке. Основные соперники на немецком рынке, Vobis Microcomputer AG и Escom AG, в истекшем году совершенно по-разному решали проблему управления запасами.

Как считает аналитик Dataquest Europe Людвик Ричер, Escom очень плохо управляла своими запасами, которые наращивались в период резкого сокращения местного рынка. После того как сильно упали мировые цены на модули памяти, избыточные запасы комплектующих и ПК устаревших моделей привели Escom к гибели. Закончив 1995 год с убытками в размере 116,88 млн. долл., компания в июле объявила о своем банкротстве.

Vobis, напротив, удалось избежать затоваривания благодаря электронной системе заказа ПК, позволяющей розничным покупателям выбрать требуемую конфигурацию компьютера. При этом в торговой точке компании используется специальный терминал, соединенный со сборочным цехом.

Тем не менее, хотя доходы Vobis возросли за 9 месяцев прошлого года на 7%, прибыль по сравнению с 1995 годом снизилась, и это служит наглядным подтверждением того, насколько незначительна ныне норма прибыли.

По мнению Ричера, в области розничной торговли у Vobis появились новые конкуренты, представленные такими агрессивными и изобретательными участниками рынка, как Schadt Computertechnik GmbH и ComTech Group.

В 1996 году Vobis стала несколько меньше полагаться на потребительский рынок; в это же время увеличил продажи контролируемый ею дистрибьютор Maxdata, который предлагает ПК для деловых применений под собственной маркой Artist.

В составленном Dataquest рейтинге ведущих европейских производителей ПК за третий квартал 1996 года Vobis заняла восьмое место по числу проданных устройств (3,8% рынка).

Тем временем, для компании SNI два года подряд оказываются прибыльными, хотя еще до вычета налогов прибыль составила скромную сумму в 29 млн. марок. Захватившая в третьем квартале прошлого года, по данным Dataquest, 5,0% европейского рынка ПК, SNI все еще слишком зависима от рынка Германии.

По мнению Пирса, добиться успеха SNI помогла мощь торговой марки Siemens, однако ориентация на немецкий рынок и его реакцию ослабляет позиции SNI.

После того как Packard Bell приобрела у группы Bull компанию Zenith Data Systems, Fujitsu стала осуществлять контроль над отделением ПК компании ICL PLC. Акции Olivetti оказались выставлены на аукцион, и SNI осталась, по существу, единственным крупным производителем ПК в Европе, целиком принадлежащим европейцам.

Итальянская компания Olivetti SpA, пережившая необычайно тяжелый для нее год, сейчас старается восстановить равновесие, вспоминая перетасовки в совете директоров и следствие по подозрению в фальсификации финансовой отчетности и продаже акций по сговору в отношении высших менеджеров. Сообщается, что в настоящее время Olivetty ведет переговоры с американской компанией Centenary о продаже своего подразделения ПК.

Британская фирма ICL PLC возложила ответственность за свои отделения, занимающиеся ПК и Unix-системами, на японскую родительскую компанию Fujitsu, а французская Bull продала в апреле подразделение Zenith Data Systems американской корпорации Packard Bell.

Все это, тем не менее, вовсе не означает конца европейской индустрии ПК. "Конечно, на рынке, кроме SNI, уже не осталось, быть может, крупных игроков, но нельзя забывать о десятках тысяч европейских сборщиков, которые завоевали значительную часть рынка", - отметил Пирс из IDC.

По его словам, небольшие сборочные фирмы, продающие от 10 до 100 тысяч ПК в год, очень гибко реагируют на потребности конкретных европейских рынков. При (зачастую) достаточно прочных позициях, занимаемых ими в своих регионах, эти компании ставят своей целью захват как делового, так и потребительского секторов.

И это, несомненно, принимается в расчет. В 1997 году Compaq, бесспорный лидер европейского рынка, намерен уделить гораздо больше внимания сотрудничеству с малыми сборочными компаниями, поставляющими компьютеры для мелкого и среднего бизнеса.

Как считает Андреас Барт, старший вице-президент Compaq по странам Европы, Ближнего Востока и Африки, такие компании, как Compaq, HP и IBM, предоставили обслуживание среднего сегмента рынка в ведение косвенных каналов сбыта и мелких сборщиков. Оценив число последних в Европе в 30 тысяч, Барт отметил, что многие из них весьма конкурентоспособны.

Позиции Compaq на этом сегменте следует укреплять, как заявил он.

IBM, второй по величине участник европейского рынка, в нынешнем году намерена интенсивней заняться начавшейся ранее реализацией программы сборки своих компьютеров силами наиболее крупных дистрибьюторов.

По словам представителей IBM, уже реализуется пробный проект с участием французской фирмы Allium, а всего планируется привлечь около 20 дистрибьюторов по всей Европе. Эти компании будут получать комплектующие и собирать из них компьютеры в соответствии с требованиями заказчиков.

Кроме того, отделение IBM во Франции открыло отдел маркетинга систем для малых и средних компаний, выделив наиболее быстро растущий в этой стране сегмент рынка (11,2% за год).

Аналитики предсказывают, что в Европе в 1997 году появится еще один американский производитель ПК - корпорация Dell Computer, активно закреплявшаяся на европейском рынке в истекшем году.

В рейтинге Dataquest за третий квартал, учитывающем долю проданных на рынке компьютеров, Dell заняла четвертое место с 5,2% - по сравнению с 3,2% за тот же период 1995 года.

Принятая Dell схема прямых продаж ПК оказалась удачной, поскольку при этом компания получает возможность быстро поставлять новейшие модели и непосредственно экономить деньги заказчика при снижении цен на комплектующие.

Посвятив прошедший год завоеванию рынка, большинство производителей ПК, по мнению аналитиков, сконцентрируются на достижении итоговых результатов. К примеру, Compaq, как считает Барт, будет бороться за прибыльность, а не за свою долю рынка. "Они хотят быть первыми на рынке, и при этом иметь те же размеры прибыли, что и раньше", - отмечает Ричер.


Основные события на европейском рынке ПК в 1996 году

Март

  • Британский производитель компьютеров ICL PLC впервые почти за десятилетие объявляет об убытках, понесенных компанией в 1995 году (48,3 млн долл.). Ответственной за целый ряд продуктов, включая ПК и Unix-системы, объявлена родительская компания Fujitsu.
  • SNI приобретает 10% акций Vobis, крупнейшей в Европе компании розничной торговли ПК, с намерением кооперироваться в совместных закупках комплектующих.

Июль

  • Немецкая компания Escom AG объявила себя банкротом, не сумев получить дополнительное финансирование на покрытие огромных убытков 1995 года. Активы компании энергично распродаются.
  • Японская компания Fujitsu открывает в Европе дочернюю компанию по производству персональных компьютеров Fujitsu ICL Computers, преобразованную из соответствующего отделения ICL PLC. Цель - содействие глобализации бизнеса Fujitsu и укрепление ее позиций на европейском рынке.

Сентябрь

  • Акции Olivetti упали в два раза после сообщения об убытках, понесенных компанией в первом полугодии, размер которых составил 290 млн. долл., и чистом долге в 830 млн. долл. Пришлось уйти в отставку с поста председателя Карло де Бенедетти - предпринимателю, который успешно провел Olivetti по пути от производителя пишущих машинок до многоотраслевой группы компаний в области информационных технологий.

Октябрь

  • Глава Olivetti Роберто Коланинно объявляет, что группа намерена продать убыточное подразделение по производству ПК.
  • Тео Ливен, один из основателей Vobis Microcomputer AG, немецкого производителя и торговца ПК, объявил, что в начале 1997 года займет пост председателя. Для человека, 22 года стоявшего у руля компании, оцениваемой сегодня в 1,5 млрд. долл., несомненн, понижение по службе.

Ноябрь

  • Компания SNI объявила о прибылях до уплаты налогов в 29 млн. марок. Финансовые результаты частично страдают от списания 5,1 млн. марок в связи с 12,5-процентным участием в Escom.
  • Корпорация Dell Computer анонсирует план расширения мощностей по производству ПК в Лимерике, Ирландия. Попытка удовлетворить возрастающий спрос требует инвестирования в размере 33 млн. долл.
- Торстен Буссе