Когда отрицательные эмоции достигают критической массы, остается два выхода: смириться с происходящим (укрепив, таким образом, общественное мнение) или попытаться выступить в организованный поход против сложившегося положения вещей.

Для меня и многих моих друзей и коллег один из наиболее болезненных раздражителей - отношение общества к отечественному программному обеспечению (так называемому коммерческому или коробочному софту). Скептицизм публики по этому поводу не ослабевает, чему отчасти способствуют как сами производители программ, так и журналистская рать.

Негативный стереотип восприятия "совкового" софта сложился в эпоху быстрого изготовления программных поделок под девизом "quick-and-dirty". К великому сожалению, этот подход порой все еще витает над бескрайними просторами Отечества и сводит до минимума успехи фирм, изготавливающих настоящие коммерческие программные продукты.

Наша фирма начинала свою деятельность с продукта, предназначенного для распространения за рубежом, поэтому с первых же дней жизни встала на тропу войны со скептическим отношением к российским программным продуктам. И у нас, и у других фирм, серьезно относящихся к своим продуктам и репутации на рынке, есть безусловные успехи, но необходимость постоянного преодолевания общественного мнения как в России, так и за ее пределами отнимает немало сил и нервной энергии.

Все согласны, что наши программисты - одни из сильнейших в мире, причем это мнение подтверждается высокой заинтересованностью в отечественных разработчиках ведущих западных фирм. Практически все понимают, что любое серийное производство, дабы быть эффективным, требует развитой инфраструктуры и квалифицированного маркетинга. Далеко не все осознают, что производство ПО - вполне индустриальный процесс, главная особенность которого состоит в том, что создание и поддержка его инфраструктуры может происходить при значительно меньших затратах и в значительно более сжатые сроки, чем в традиционных отраслях промышленности. Более того, наша отрасль - одна из немногих, где создание высокой репутации продукции есть абсолютно реальная и выполнимая задача.

Можно ли воздействовать на уровень коммерческого ПО и репутацию отечественных программ не только политикой "малых дел" и не только усилиями узкого круга серьезных производителей софта? Мне кажется, что это реально.

Возможный выход - создание организации, которая будет заниматься сертификацией/аттестацией коммерческого ПО на регулярной основе. В нее могли бы войти пользующиеся авторитетом специалисты, привлекающие независимых экспертов для проведения сертификационных работ. Такая вот уважаемая организация может решать как задачи отбора продуктов для экспертизы (т.е. весь комплекс вопросов, связанных с этим: от составления требований, предъявляемых к ПО, до разработки рабочего классификатора программных продуктов), так и строить взаимодействие с российскими и зарубежными журналистами, снабжая их регулярными информационными сводками и рекомендуя программные продукты для тематических обзоров (столь любимых многими моими коллегами в зарубежных компьютерных изданиях - разве кто из нас пропустит свежий Round-Up?). Сразу оговорюсь, что авторитетные заключения такой организации не должны иметь каких-либо официальных последствий для производителя, но сам факт сертификации и занесения в соответствующий реестр может оказаться лучшей из возможных рекомендаций (и наоборот...). Я отлично осознаю, что осуществить на практике этот проект совсем не просто, но такой шаг мог бы стать самым серьезным фактором изменения глобального отношения к отечественному программному обеспечению.


Михаил Серебряный - генеральный директор фирмы DataX/FLORIN. С ним можно связаться по адресу: misha@florin.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями