1. Бурное развитие Internet рождает жаркие споры на всех уровнях не только у нас, но и за рубежом. Что вы думаете об интересах государства в этой области?

2.Насколько необходимо участие государства в развитии Internet и в чем оно должно выражаться?

Александр Галицкий

(президент компании "Элвис+")

1. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы граждане могли свободно получать и передавать информацию. Чем больше информированность общества, тем выше уровень развития. Сегодня Internet - это среда, изменяющая будущее. По сути, в настоящее время Internet является новым видом массмедиа, который оказывает влияние на традиционные средства передачи информации, включая телетрансляцию, телефонию, построение корпоративных отношений и сетей, изменение принципов рекламы, торговли и финансовых отношений. Internet развивает систему взаимотношений между людьми, между людьми и государством, между государствами. Человек становится более независимым - и это имеет огромное значения для государства. Государство должно стоять на страже интересов живущих в нем граждан и соответственно всемерно способствовать интеграции живущих на территории России граждан в международное сообщество.

В связи с развитием Internet государство и граждане сталкиваются с рядом проблем, при этом разные государства и разные люди видят по-разному и разные проблемы. Так, в США обеспокоены терроризмом, порнографией и торговлей наркотиками, а в Китае в Internet видят угрозу государственному строю. Посмотрим на эти и подобные проблемы с точки зрения традиционных средств обмена информацией. Разве обычная почта не создает те же затруднения? Другое дело, что почтовый конверт легко вскрыть, но ведь и электронная почта не является недоступной. В сущности, электронные средства ничем не отличаются от привычных средств распространения информации. А значит, и рассматривать их следует с аналогичных позиций. И несомненно, каждый человек имеет право на частную жизнь в собственном виртуальном пространстве.

Безусловно, как и любое изобретение, Internet может злонамеренно использоваться в других целях. Могут страдать интересы не только граждан, но и компаний или государства. Утечка важной информации с любого компьютера, ставшая возможной при подключении его к Internet, ничем не отличается от передачи подобной информации по почте. Однако запрет не является эффективным способом борьбы с подобными проявлениями - это все равно что запретить более современный способ передвижения самолетом только потому, что информация будет передана быстрее, чем поездом.

2. Главная задача государства в связи с растущей ролью Internet состоит в разработке принципов, регулирующих взаимоотношения, возникающие при использовании Internet. Государство не

должно строить Internet, не должно ограничивать ее в развитии, не должно запрещать Internet. Оно может вкладывать деньги в проекты, связанные с Internet, но не навязывать как единственно возможное решение, удобное для него самого, подобно тому, как ФАПСИ монополизирует рынок криптографических технологий, тем самым непроизвольно производит замедление развития в России технологий в области защиты информации, но и в смежных информационных и компьютерных областях. Следует помнить, что 1995-1996 годы признаны мировым сообществом годами массового подключения к Internet, а 1997-1998 - годами глобальной защиты информации на всех уровнях: прикладном, сетевом и компьютерном. Поэтому мы должны следовать единым международным стандартам. У нас могут быть свои технологии, но они не должны становиться тормозом прогресса и новой стеной, которая оградит нас от остального мира. Мы должны стремится сделать страну лидером на мировом рынке информационных технологий и всемерно способствовать этому, а не ориентироваться только на "нефтедоллары".


Валерий Васенин

(зам. проректора МГУ, руководитель телекоммуникационной программы МГУ)

1. Internet становится реальным конкурентом другим системам распространения информации в стране, таким как телевидение, радио, пресса. Во многом его бурное развитие связано с внутренней организационной демократичностью, когда не существует верховного координатора и практически отсутствует цензура. Активное развитие, безусловно, порождает и болезни роста, связанные с трудностью решения задач информационной безопасности, отдельными случаями некорректного поведения. Государство, безусловно, должно способствовать снижению числа негативных явлений, разрабатывая правила игры на этом рынке, совершенствуя законодательство. К решению вопросов законодательства, очевидно, нужно привлекать специалистов, ведущих поставщиков Internet-услуг.

2. Государственная поддержка необходима. Прежде всего она должна выражаться в построении на основе централизованных государственных вложений внутрироссийской опорной инфраструктуры, национального backbone. Это, в первую очередь, создание национальных опорных точек доступа к Internet в ведущих экономических и научных центрах, соединение их высокоскоростными каналами связи. Должна быть сохранена государственная поддержка российских научно-образовательных сегментов Internet как важных инструментов развития научных исследований.


Виктор Кутуков

(директор отделения компании "Демос")

1. Существование Internet, несомненно, способствует росту бизнеса. Уже поэтому государство должно быть в ней заинтересовано. Кроме того, улучшается связь между людьми и даже государствами: облегчается общение и обмен документами. Третий аспект - образовательный: достижения науки и культуры становятся более доступны. И эта миссия Internet тоже должна привлечь внимание государства.

Что же касается неоднократно поднимавшейся проблемы безопасности, то тут надо четко понять, что именно имеется в виду. За тем, чтобы закрытая государственная информация не попадала тем или иным путем в открытые сети, призваны следить соответствующие органы. У нас - ФАПСИ. Есть проблемы безопасности бизнеса (банков, платежных систем и т.д.). Это головная боль не только у нас, но и во всех других странах, где Internet более-менее развита, по той причине, что везде хватает людей, стремящихся получить несанкционированный доступ. Для решения проблемы создаются межгосударственные структуры, которые разрабатывают соответствующие меры.

Что же касается идеологии, культурного влияния и т.д., то этот вопрос требует более глубокого и более детального рассмотрения. А в общем я опасности от Internet не вижу.

2. Участие государства должно касаться прежде всего бюджетных сфер: образования, медицины, самих госорганов. В этих областях возможны прямые бюджетные ассигнования, проведение каких-либо государственных программ. Все остальное - дело коммерческих организаций-провайдеров.

По-моему, в настоящее время государственная политика в области Internet не совсем правильна. Зачем, скажем, выделять вузам деньги на создание собственных сетей, которые эти вузы потом не могут поддерживать в работоспособном состоянии. Гораздо разумнее давать им деньги на оплату услуг обычных коммерческих провайдеров, отбираемых на конкурсной основе. У нас это пока не так.


Евгений Пескин

(руководитель проекта "Россия-он-Лайн")

1. Глобальная компьютерная сеть Internet стала символом и двигателем существенных изменений в том, как люди общаются, учатся, занимаются торговлей, развлекаются, участвуют в жизни общества и управлении государством. Эти перемены повышают производительность и эффективность любой деятельности человека. Однако они во многом расходятся с нашими привычными представлениями, и это вызывает опасения. Изменения происходят настолько быстро, что традиционные общественные институты не справляются с отведенной им ролью регуляторов.

По мере того как все больше людей получают доступ к Сети, а сама Сеть становится повседневной частью нашей жизни, возникает множество вопросов, суть которых сводится к следующему: общество должно выработать определенный кодекс для этой новой реальности.

Подобный кодекс создается сейчас во всех развитых странах совместными усилиями саморегулирующихся организаций и государства. Неприкосновенность частной жизни, авторские права, права собственности, регулирование рынков товаров и услуг и многое другое требует нового правового оформления. Решения российских властей по этим вопросам окажут колоссальное влияние на путь, которым пойдет страна.

Новые сетевые технологии неизбежно преобразуют и структуры власти. Чем быстрее представительная, исполнительная и судебная власть России вступят в информационный век, тем лучше. Граждане, налогоплательщики и субъекты юрисдикции вправе ожидать удобного доступа к информации, законам, постановлениям. А государственные органы должны иметь в своем распоряжении эффективный канал обратной связи с обществом, которым они управляют.

Практика зарубежных стран показывает, что использование государственными органами новых сетевых технологий оказывает огромное влияние на взаимодействие общества и государства. Появление электронных представительств и возможностей электронной обратной связи органов власти облегчает доступ к законодательной и нормативной информации; делает участие граждан в процессе управления государством более активным как на стадии принятия решений, так и на стадии их реализации; повышает доверие граждан к органам власти.

В качестве примера эффективного использования Internet для взаимодействия государства и общества можно привести самые разные виды деятельности: распространение правовой информации, разработка законодательных инициатив, реализация государственных целевых программ, повседневное взаимодействие с муниципальными органами власти, пропаганда государственной политики, реализация избирательных прав, соблюдение прав человека. Как любая сфера общества в целом меняется с приходом новых сетевых технологий, так же меняется и подлежит переосмыслению вся деятельность государства. И та страна, то государство, которое обеспечит более эффективное использование Сети во благо общества, обеспечит себе лидерство в XXI веке.

2. Мне представляется, что усилия государственных органов в области развития Internet должны быть направлены на:

  • внедрение современных сетевых технологий в сферы, частично или полностью контролируемые государством: образование, медицина, государственное управление;
  • использование Internet для взаимодействия граждан и органов власти (см. тезисы);
  • создание рамочных законодательных основ по использованию электронных документов.


Сергей Попов

(сотрудник Центра информации и внешних связей ФАПСИ)

1-2. 17 декабря состоятся парламентские слушания, посвященные проблемам Internet. На них будет высказана официальная точка зрения ФАПСИ на данную проблему.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями