Я не перепутал знаки препинания в конце предложений заголовка. Просто хочу немного поразмышлять, что такое консалтинг в области информационных технологий, нужен ли он, существует ли он на нашем рынке.

На эту тему уже много написано. Все интересно. Только я так и не нашел (может быть, плохо искал?) ответа на самый, на мой взгляд, важный вопрос. Кто такой консультант? Что такое консалтинговая компания в наших условиях? Насколько наши условия отличаются от условий на других рынках и отличаются ли? Подчеркну еще раз, что речь идет об информационных технологиях. Что такое юридическая консультация, знают все; что представляет собой консалтинг в области бизнеса и финансов, знают многие, остальные догадываются. На компьютерном рынке не все так просто.

Чтобы понять, что происходит на российском рынке, посмотрим, как обстоит дело "у них". А у них существуют конечные пользователи (здесь в этом качестве естественно рассматривать корпорации), дилеры, дистрибьюторы, производители, системные интеграторы, рекламные и маркетинговые агентства, PR-агентства и консалтинговые компании. И еще много чего. Существует полная ясность, чем занимаются все эти фирмы. Производители производят, потребители потребляют, дилеры и дистрибьюторы продают, интеграторы интегрируют, консультанты консультируют. При этом дистрибьюторы ничего не производят, производители не занимаются конечными продажами (за редкими исключениями), дилеры и интеграторы не консультируют и не занимаются обучением (опять-таки за редкими исключениями). У нас многое обстоит по-другому. Детская болезнь. Слишком недолго существует российский рынок информационных технологий, чтобы все компании приобрели совершенно четкую специализацию.

Исторически, компании, занимающиеся консалтингом, появляются на рынке последними. И именно их возникновение может свидетельствовать о том, что рынок полностью сформировался. Потому что появление таких компаний может быть обусловлено только выполнением совершенно определенного набора условий. Далее я попробую сформулировать свое понятие о консалтинговых компаниях и условиях, которые должны быть выполнены для их (компаний) возникновения на рынке.

Как и любой участник рынка, такая фирма должна чем-то торговать. Единственным приемлемым предметом торговли для консалтинговой компании могут быть знания и информация. Очень трудно четко сформулировать, что это такое. Так же трудно, как и формализовать различия между знаниями, информацией и данными. Но в первом приближении, информация является каким-то образом переработанными данными, а знания - неким образом переработанной информацией. Знаниями и информацией торгуют многие. В силу нечеткого определения понятий, можно сказать, что ими торгуют практически все участники рынка информационных технологий. Это так. Только для большинства фирм это второстепенные товары, которые необходимо предоставлять потребителям вместе с основными. Для консалтинговых же компаний это - основной продукт. И единственный. Это важное отличие консалтинговых фирм от остальных. Другими неотъемлемыми атрибутами такой торговли знаниями является независимость и объективность. Попробую пояснить, что я под этим понимаю.

Независимости в чистом виде не бывает (если только не рассматривать чисто математические определения разного рода независимости). Не бывает также и абсолютно независимых фирм. Все они зависят от своих акционеров, заказчиков, ситуации на рынке и т.д.. Под независимостью консалтинговых команий я понимаю их независимость от успеха (или неуспеха) тех технологий (продуктов, приложений, инструментов, систем и т.д.), анализом которых они занимаются и знания о которых предоставляют клиентам. Именно поэтому "у них" и не занимаются консалтингом дилеры и дистрибьюторы.

Теперь объективность. Абсолютной объективности тоже не бывает (кроме объективной реальности, данной нам в ощущениях). Поскольку знания принадлежат людям и компаниям, они по своей природе субъективны. Другое дело, что степень этой субъективности (я не знаю, что это такое с философской точки зрения, но интуитивно, думаю, понятно) может сильно различаться у разных людей и фирм. Не случайно, что консалтинговые компании появляются на рынке последними. Потому что сначала должны появиться консультанты. А для этого мало просто получить образование и следить за технологиями, необходим опыт, приобретаемый годами и десятилетиями работы в конкретных проектах.

Какие же условия должны сложиться на рынке, чтобы возникли такие компании? Первое и самое очевидное - возникновение спроса. Как только появится осознание того, что информация - это те же деньги (а может, и ресурс поважнее), и что обрабатывать информацию без соответствующих знаний невозможно или невыгодно, появится и спрос на такой товар. Причем спрос, который позволит компаниям заниматься только этим, обеспечивая те самые независимость и объективность, а не рассматривать это как второстепенный бизнес. И это осознание должно прийти на макроэкономическом уровне, не только в среде фирм, занимающихся информационными технологиями. В основных отраслях экономики.

Вторым немаловажным фактором является зрелость самого рынка. Для появления квалифицированных экспертов и консультантов в области построения сложных информационных систем необходимо время. И это время должно пройти.

Вот, пожалуй, и все условия. Но и этого немало. Потому что мне не известно на нашем рынке ни одной (если ошибаюсь - поправьте меня) консалтинговой компании в том смысле, как понимаю это я. Может быть, время пришло...

А может быть, все совсем не так, и положение с консалтингом "у них", сложившееся исторически, является своего рода "унаследованной системой"? Может, нам не надо оглядываться на чужой опыт, а стоит пойти своим путем?


Андрей Волков - главный редактор журнала "Системы Управления Базами Данных". С ним можно связаться по электронной почте: volkov@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями