Apple воспользуется сопроцессором Philips TriMedia
Основным направлением развития MacOS станут Java и Internet
Microsoft выпускает Office 97
Дисковод DVD-ROM компании Toshiba
Lotus снижает стоимость коммерческой деятельности в Internet

Практически ни одна из них в 1996 году не обошлась без широкой дискуссии о целесообразности. Ни Comtek, ни Cebit, ни Comdex. Проблема у них общая - как предоставить своим экспонентам нужную им аудиторию. Не фокусируется. Основные посетители грандиозных шоу не профессионалы, а тинэйджеры. Уже не нужно университетского образования, чтобы чего-то понимать в компьютерах. Маховик, раскрученный для избранных, вращается вхолостую.

Становясь все размашистее, привлекая все больше и больше участников, собирая несметные толпы посетителей, эти грандиозные шоу все меньше и меньше удовлетворяют тех, кто на них выставляет свои технологии и продукты. Они зачастую предпочитают менее глобальные, но больше соответсвующие их тематике события, и не хотят платить тысячи долларов за стенды (стенд на Comdex стоит около 450 долл. за метр), которыми интересуются лишь любители сувениров. Вообще ситуация, с которой столкнулась Российская общественность год назад (помните, с чего начался Роскомсоюз?), похоже повсеместно становится очень характерной. Участники жалуются на плохую аудиторию, высокие цены на площади, слишком большое количество экспонентов и так далее (все это до боли знакомо).

Может быть дело в том, что вообще в околокомпьютерной промышленности давно не происходило ничего, претендующего на роль сенсации. Остались позади баталии RISC-CISC, DOS-UNIX, мэйнфреймы-клиент/сервер и многие другие. Новые страсти, разгорающиеся вокруг влияния на Internet, "берут начало" совсем от других источников. И расцветают на других полях. Традиционные же сферы интересов поделены. Новостей почти нет. Технологии уже исчерпали свои физические возможности. Новых концепций не появилось. И депрессия впридачу.

О большинстве разработок узнают раньше, чем их демонстрируют на выставках, даже если аннонс и приурочен к таковым. В общем посетителям скучно, экспонентам тоже скучно, единственная польза - тусовка собирается большая и со всей страны, можно пообщаться, юбилей справить, познакомиться со знающими людьми.

Вообще судьба выставок-гигантов неясна. Пока они себя чувствуют весьма хорошо, число посетителей растет из года в год. Comdex, например, в этом году посетило на 20 тысяч человек больше, чем в предыдущем - 225 000, а ведь почти всем пришлось преодолеть не одну сотню киломектров для этого. Но растет уже озабоченность, связанная с организацией выставок: крупнейшие экспоненты отказываются от участия. Будущее весьма туманно. Компьютеры вот-вот начнут продаваться в супермаркетах, а все новости - черпаться в Internet.

Чтобы остановить отток участников, устроители различных шоу пробуют разные "свежие" ходы. CEBIT поделился пополам, предлагая отдельную выставку для домашнего пользователя. Ходят упорные слухи, что Comdex съедет на Гавайи. Эти слухи, впрочем, устроителями всячески опровергаются, но ведь дыма без огня... Comtek, правда почивает на лаврах, но как знать, чем все это обернется. Сегодня последнне слово сказал Comdex.

Как и можно было предположить, в условиях длительного технологического застоя показывать, кроме средств разработки приложений и доступа к Internet, было нечего. Вот их и показывали. Было модно "предъявить на суд..." новые средства разработки приложений Java. Еще показывали последние версии продуктов, давно известных и полюбившихся широким слоям...

Проблемы пиратства продолжают волновать общественность. На Comdex компания Business Software Alliance (BSA) анонсировала новое средство борьбы с пиратством - специальную программу аудита, позволяющую корпоративным пользователям отслеживать легальность программного обеспечения, установленного на компьютерах организации. Подход к распространению нового продукта исключает всякую возможность пиратства - он распространяется бесплатно. Может быть, расширив такой подход на все программные продукты, общество решит эту проблему навсегда?

Кроме торжества по поводу 25-летия микропроцессора, корпорация Intel отметила свое присутствие на Comdex объявлением о начале выпуска процессора с поддержкой мультимедиа - MMX. Пообещав, правда, продемонстрировать обновленные процессоры лишь в первом квартале.

Наконец публике были предъявлены воочию легендарные модемы на 56 Кбит/сек U.S. Robotics. Rockwell Semiconductor Systems и подразделение Lucent Microelectronics Group пообещали начать поставки выставленных устройств в начале второго квартала будущего года. Положение несколько осложняется вопросами стандартизации набора микросхем для их реализации. Сейчас предложения нескольких поставщиков рассматриваются International Telecommunications Union (ITU). Обычно на подобную процедуру уходит около двух лет.

Сетевые компьютеры (NC), похоже, из сферы чистой теории перебрались в область принципиальных интересов. Поддержка и развитие этой линии продуктов стала делом чести для тех, кто объявил о своей приверженности идее. На сей раз высказалась Motorola, предъявив WeBRef - сетевой компьютер на базе PowerPC.

Подразделение мобильных систем этой компании представило новую линию модемов на 33,6 Кбит/с, ориентированных на работу с сотовыми сетями связи, в стандарте PC Card. А для тех, кто обеспокоен вопросами безопасности, предлагается SecureSURFR - модем PC Card с аутентификацией удаленного доступа. Personal Messenger 100D Wireless Modem Card обеспечит пользователю беспроводной доступ к офисным сетям и Internet.

IBM, у которой уже есть сетевой компьютер, принялась всерьез за приложения Web и Java, для чего была создана специальная группа, рождение которой приурочено к Comdex. Свои же сетевые компьютеры компания оснастила устройством считывания смарт-карты, которое позволяет идентифицировать пользователя автоматически, обеспечивая все права доступа, ему принадлежащие. Может быть это, первый шаг в сторону "публичных" сетевых компьютеров - что-то сродни телефону-автомату?

В средства разработки приложений Windows OpenDoc интегрирована поддержка JavaBeans.

Несмотря на неопределенное положение в области технологии DVD, IBM ничего не боится и планирует установку этих изделий на свои портативные компьютеры линии ThinkPad, о чем и поведала на шоу.

Человеческое тело является неплохим проводником, в чем, наверняка, каждый не раз убеждался на своем опыте. Именно эту особенность организма предложили использовать разработчики IBM для организации сетей небольшого масштаба. Современные устройства позволяют обеспечить обмен данными со скоростью до 2400 кбит/с (см. подробнее Alt.CW, с. 45).

Хотя Java и является чужеродным телом в глазу Microsoft, компания, тем не менее, исполнена решимости продемонстрировать, что Windows - это лучшая платформа для Java. Правда, ясности о том, как обобщить свою стратегию на эту область, у компании еще нет.

Apple, однажды отказавшись от закрытой технологической политики, теперь всячески демонстрирует поддержку "внешних" по отношению к компании технологий. Заявления своего давнего соперника -Microsoft - о наилучшей среде для Java, компания парирует интеграцией в свои продукты широкого набора средств для работы с Java и Internet.

Для повышения популярности своих новых накопителей на дискетах - Zip и Jaz-- Iomega предлагает специальный набор IomegaReady Software, позволяющий разработчикам автоматически обнаруживать наличие соответствующих устройств, а также осуществлять управление ими. Новинка уже заинтересовала ряд разработчиков ПО, особенно тех, кто разрабатывает продукты для Internet.

Пользователь портативного компьютера - тоже человек. Наконец и об этом человеке позаботились. Целый ряд компаний - Digital, NEC, Compaq, Toshiba, Sharp и Samsung - предложили модели портативных компьютеров с жидкокристаллическими экранами 14 дюймов (видимая область 13,3 дюйма). IBM тоже приложила руку к жидкокристаллическим мониторам, предложив рабочую станцию, оснащенную плоским монитором с видимой областью 16,1 дюйма.

Несмотря на скепсис сообщества относительно судьбы Netscape в его противостоянии с Microsoft, борьба продолжается. На Comdex был предложен интерфейс доступа к приложениям для Netscape Communicator - новой оболочки, предложенной компанией около месяца назад в качестве альтернативы Microsoft Windows.

Corel, претендуя на издательскую империю ничуть не меньше, чем Adobe, не может остаться в стороне от новых сред для издательств. Кроме новых версий знаменитых продуктов (WordPerfect, Quattro Pro, CorelChart; CorelDraw 7), на Comdex компания представляет Cool Office for Java.

Наступает новая эра в средствах массовой информации. Японская корпорация NEC предъявила на суд публики Телевизор Высокой Четкости (High Definition TV) и 33-дюймовый плазменный дисплей. Эти новинки, вероятно, окажут большое влияние на развитие теле- и видеотехники уже в ближайшее время. Для мобильных пользователей компания приберегла MobilePro HPC - мобильный компьютер на платформе Windows CE, операционной системе для мобильных устройств.

Sony, хотя и не порадовала разработками в области экранных технологий, представила ряд новинок, главное место среди которых занимает, конечно же, технология DVD. Впрочем, многие участники альянса DVD предложили предварительные реализации устройств такого типа, но их появление на рынке ожидается не ранее второго квартала 1997 года. Персональные компьютеры Sony уже известны. Немалое внимание компания уделяет и проблемам взаимодействия в Internet. Представленный интернет-терминал (именно так, а не сетевой компьютер) подключается к телевизору, работает с беспроводной клавиатурой и управляется почти обычным пультом дистанционного управления, демонстрирует стремление корпорации откусить еще и от этого пирога.


Apple воспользуется сопроцессором Philips TriMedia

Apple намерена оснащать сопроцессором TriMedia компании Philips компьютеры Power Macintosh высшего класса. Компания собирается объявить об этом в январе. Согласно проекту договора, Apple будет продавать платы PCI с сопроцессором TriMedia отдельно или устанавливать их в компьютеры Power Macintosh.

TriMedia - это комбинация из цифрового обработчика сигналов и центрального процессорного устройства, позволяющая повысить производительность обработки видео-, аудио- и графических данных за счет освобождения от этих "обязанностей" основного процессора.

До настоящего времени Apple применяла лишь программный подход к созданию и воспроизведению мультимедиа, реализованный в виде QuickTime.

В случае заключения сделки с Philips, Apple начнет комплектовать компьютеры PowerMac ПО для создания и воспроизведения мультимедиа QuickTime и платой с сопроцессорами TriMedia.

Одна из плат на основе TriMedia имеет предварительное название FireDrill. Она позволит подготавливать аудиоданные форматов MPEG-2 и АС/3 для записи на цифровые видеодиски. Плата содержит три процессора TriMedia, 8 Мбайт синхронной динамической оперативной памяти, а также оборудована разъемом FireWire. FireDrill даст возможность воспроизводить со скоростью 30 кадров в секунду полноэкранные клипы формата Motion-JPEG с 24-разрядным кодированием цветов.

Микросхему TriMedia можно запрограммировать на ускорение работы ряда других кодеков, в частности MPEG-1 и MPEG-2.

"Она отлично подходит для QuickTime, - говорит Дэн Монахан, менеджер по маркетингу систем Power Macintosh. - Благодаря ее программируемости мы ускорим создание и воспроизведение мультимедиа в любых форматах".

Договор с Philips является ответом на выпуск Intel процессоров Pentium с MMX, которые повысят скорость обработки мультимедиа на ПК, работающих под управлением Windows.

- Роб Гас

Основным направлением развития MacOS станут Java и Internet

Понимая, что Windows преобладает на рынке, Apple решила ориентироваться на такие новейшие технологии, как Java и Internet. В интервью, данном на выставке Comdex, Вито Сальваджио, руководящий выпуском MacOS, заявил, что очередная версия ОС будет выходить поэтапно начиная с января. Apple намерена выпускать обновленные версии каждые полгода, оснащая MacOS все новыми и новыми функциями.

В январе выйдет версия 7.6. MacOS 8 еще находится в стадии разработки, о завершении которой будет объявлено в январе. В настоящее время рабочая версия Java в виде надстройки для MacOS доступна для загрузки по WWW. На компакт-диске она выйдет в январе. Текущая версия позволяет запускать Java-модули непосредственно в ОС, не используя браузер.

"Мы хотим, чтобы Java-модули работали в MacOS независимо от того, установлен браузер или нет, - говорит Сальваджио. - Поддержка Java будет встроена непосредственно в MacOS".

Рабочие среды Java уже разработаны для Windows и Unix

"В течение по меньшей мере шести последних месяцев Microsoft рекламировала интеграцию Internet Explorer с ОС Windows. Netscape тоже стремительно наращивает возможности своего Navigator, словно хочет превратить его в собственную ОС. Стратегия Apple - быстрый вход в Internet нажатием одной клавиши, а не тесная интеграция браузера и ОС, - сказал Сальваджио. - Microsoft хочет сделать процесс считывания информации с жесткого диска аналогичным просмотру Web-страницы. А MacOS по-прежнему ориентирована больше на просмотр информации из локальной настольной ОС".

Тем не менее Apple не говорит "нет" интеграции браузера с интерфейсом операционной системы, допуская в будущем такую возможность. Сальваджио сообщил, что если пользователи потребуют заменить старый интерфейс MacOS на браузер, или дополнить одно другим, Apple не будет возражать.

В настоящее время Apple и Netscape работают над интеграцией Navigator с MacOS посредством технологии OpenDoc, созданной совместно с IBM. Кроме того, существует технология CyberDog, позволяющая открывать страницы формата HTML внутри документов, поддерживающих OpenDoc.

"Главное, что Copland жива", - заключил Сальваджио. Инженеры Apple продолжают работать над функциями MacOS, которые удивят пользователей и понравятся им.

- Кристи Эссик

Microsoft выпускает Office 97

Компания Microsoft начала выпуск комплекта личных деловых приложений Office 97. Сообщая это, Билл Гейтс особо подчеркнул возможности этого комплекта по интеграции с Internet и использованию конструкций естественного языка.

В состав Office 97 входят приложения Word, Excel, PowerPoint, Access и Outlook, со встроенной электронной почтой, службой планирования и доступа к документам. Программное обеспечение, которое появится в магазинах США 12 января, автоматически подчеркивает слова, предположительно содержащие ошибки, при использовании естественноязыкового механизма вывода.

"Впервые технология, подготовленная исследовательской группой, находит коммерческое применение при выпуске продукта", - сказал Гейтс в своем выступлении на Comdex.

Microsoft планирует привнести языковые возможности в каждую из локализованных версий этого программного обеспечения.

Представители Microsoft сообщили, что автокоррекция для функции, определяющей наличие неправильно написанных слов, имеется во всех приложениях Office 97 для 30 языков. Функции поиска и исправления грамматических ошибок в Microsoft Word предусмотрены в версиях на английском, французском и немецком языках.

Гейтс также продемонстрировал связь с Internet, которая дает возможность пользователям создавать "живые" ссылки на документы в формате Hypertext Markup Language (HTML) в приложениях и публиковать Web-документы на серверах intranet.

Цены: Office 97, Standard Edition будет продаваться по предварительной розничной цене 209 долл. за модернизированную версию, 249 долл. за модернизацию для комплектов или настольных приложений, приобретенных не у Microsoft, и 499 долл. - для новых пользователей. Office 97 Professional Edition будет стоить 309, 349 и 599 долл. соответственно. Office 97 Small Business Edition - 209, 249 и 499 долл., а Office 97 Developer Edition - 499, 539 и 799 долл.

Microsoft также представила сертифицированные приложения, совместимые с Office 97. Совместимые приложения соответствуют интерфейсным соглашениям и предлагают совместимость данных для Office 97.

По словам Михаэля Граффа, менеджера по групповым продуктам для Microsoft Office, существует около 150 приложений, имеющих подтвержденную соответствующими сертификатами совместимость с Office 97. Microsoft надеется провести сертификацию от 50 до 75 продуктов на совместимость с Office 97 в течение следующих шести месяцев и 150 - в течение года, как сказал Графф.

- Элинор Милз

Дисковод DVD-ROM компании Toshiba

]Компания Toshiba продемонстрировала на Comdex первый дисковод DVD-ROM и объявила о своем намерении представить в первом квартале 1997 года проигрыватель видеофильмов с дисков DVD.

Дисковод DVD-ROM - это накопитель высокой емкости для ПК, поддерживающий воспроизведение видео-, аудио- и программных компакт-дисков. Поставки SD-M1002, похожего на выпускаемый компанией обычный дисковод CD-ROM, начнутся в январе 1997 года. Стоимость для производителей комплексного оборудования составляет 350 долл.

ПК, оборудованный дисководом DVD-ROM и дешифратором MPEG-2, обойдется конечным пользователям на 400-500 долл. дороже, чем подобная система с накопителем CD-ROM.

По мнению главы Toshiba Тайзо Нишимуро, выпуск устройства служит поворотным пунктом для компании, учитывая все трудности, преследовавшие в этом году зарождающуюся индустрию DVD: грозы исков о нарушении авторских прав, проблемы совместимости с обычными CD и недостаток производимой на новом носителе продукции. Нишимуро заверил, что последняя проблема вскоре будет решена.

Он сказал, что соглашение о кодировании DVD, подписанное в октябре, дало мощный стимул производителям видеофильмов и программ для выпуска своей продукции на DVD.

В число компаний, разработавших продукты для Toshiba, вошли Activision, Electronic Arts и The Learning Co.

Toshiba продемонстрировала возможности дисковода DVD-ROM, воспроизведя на нем DVD-диск с клипом из кинофильма "Бэтман навсегда", CD-ROM c игрой и обычный аудиокомпакт-диск. Не сообщая названия продуктов, которые появятся к выходу дисковода, руководители компании объявили о заключении договора с Time-Warner, в соответствии с которым она обязуется обеспечить достаточное их количество.

Проигрыватель видеофильмов формата DVD Toshiba выпустит в первом квартале 1997 года. Его базовая розничная цена - 599 долл. Проигрыватели будут оснащены системой, предотвращающей копирование фильмов с дисков на цифровые и аналоговые видеозаписывающие устройства. На одну сторону 5-дюймового цифрового видеодиска можно записать до 133 минут видеоинформации.

По прогнозам Toshiba, в 2000 году в США будет продано 120 млн. накопителей DVD, причем от 80 до 100 млн. из них составят внутренние дисководы DVD-ROM. Представители компании считают, что в 2000 году 80% всех ПК будут оборудованы дисководом CD-ROM.

"Будущее DVD - за программным обеспечением", - сказал Нишимуро.

Накопитель обладает средним временем поиска произвольного участка диска, равным 140 мс; средним временем доступа к произвольному участку, равным 220 мс, и скоростью непрерывной передачи данных 1350 Кбайт/с. Для оптимизации скорости передачи данных в накопителе имеется буферная память емкостью 256 Кбайт.

Накопитель DVD-ROM будет продаваться в составе комплекта мультимедиа-оборудования компании Diamond Multimedia.

- Джеймс Николаи

Lotus снижает стоимость коммерческой деятельности в Internet

Работая над новыми средствами организации коллективного труда в среде Web, компания Lotus Development, видимо, поставила своей целью снизить стоимость проникновения новых пользователей в мир электронной коммерции.

Центральное место среди новых разработок занимает продукт под названием Domino.Merchant, который предназначен для работы с Web-сервером Domino компании Lotus и другими средствами, основанными на Notes. Domino.Merchant сконструирован так, что позволяет объединить процесс продажи с остальными деловыми операциями.

По словам руководителя отделения Internet-приложений компании Lotus Development Макколла, Domino.Merchant превосходит аналогичные предложения приложений Netscape Communications и Microsoft в отношении управления всем циклом совершения сделок в Internet. Колл утверждает, что этот продукт позволит компаниям упорядочить свою деятельность, санкционировать выдачу и получение кредитов, анализировать рыночные тенденции, а также контролировать все свои торговые операции. "Это интегрированное решение, а не отдельные фрагменты мозаики", - сказал Макколл.

Он заявил, что Domino.Merchant, выпуск которого намечен на январь, будет стоить менее 5 тыс. долл., что позволит компаниям организовать свой собственный коммерческий Web-узел менее чем за 10 тыс. долл., включая стоимость оборудования.

Такая ценовая политика даст возможность небольшим предприятиям типа парикмахерских или ресторанов заявить о себе в World Wide Web. Кроме того, Lotus планирует выпустить версию продукта, которая будет предназначаться для провайдеров Internet, а компании с ограниченными техническими ресурсами смогут у них ее арендовать.

Domino.Merchant работает совместно с продуктом, предоставляющим инструментарий для построения Web-узлов, который получил название Domino.Action. Последний начнет поставляться в декабре вместе с версией 4.5 пакета Lotus Notes. Domino.Action будет предоставлять шаблоны, упрощающие создание страниц Web. С его помощью уполномоченные пользователи разных отделений компании смогут влиять на содержимое узла.

Lotus также разработала средство, позволяющее транслировать информацию для определенных пользователей по корпоративной сети. Продукт получил название Domino.Broadcast. В настоящий момент он проходит стадию бета-тестирования. Продукт предусматривает использование усовершенствованного формата HTML, допускающего динамическое применение системы правил, вследствие чего страницы смогут подстраиваться под конкретного пользователя, а также содержать гиперсвязи для доступа к дополнительной информации.

В качестве примера использования вышеперечисленных возможностей официальные представители компании Lotus предлагают следующий вариант: компания разрабатывает программу, считывающую с Web-узла конкурирующей организации информацию о ценах, которая попадает к агенту Domino и затем рассылается торговым представительствам.

- Рон Кондон

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями