На конференции в японском городе Киото, посвященной системам управления производством, Шеер побеседовал с корреспондентом IDG News Service Робом Гасом о последних изменениях в развитии R/3 и стратегии SAP.

Что вы думаете по поводу решения SAP разделить единый комплект R/3 и продавать его в виде дюжины независимых друг от друга компонентов, которые пользователи смогут смешивать и стыковать с ПО других компаний?

Есть несколько причин, по которым стоило разделить такую сложную систему, как R/3, на небольшие составляющие. Во-первых, вполне очевидно, что для производителя ПО очень важна возможность выпустить такой продукт на уровне модуля, а не на уровне сложной системы. Изменения в нашей стратегии позволяют им подготовить программу для учета кадров, оставив в стороне вопросы материально-технического снабжения и финансов.

Это полезно и для клиента, который не хочет заменять имеющуюся систему полностью - ему удобнее добавить новые функции в одну из ее частей, оставив остальные в прежнем виде. Теперь появится возможность заменять один модуль, не затрагивая другие, предоставляющая больше свободы для маневра.

Серьезным препятствием на пути R/3 стал недостаток опытных специалистов,способных реализовать систему. Поможет ли новый план продажи решить эту проблему?

Конечно, при продаже отдельных компонентов осуществить это будет проще. Интерфейсы между модулями определены достаточно четко. К тому же появится возможность комбинировать модули различных производителей ПО для создания одного комплексного бизнес-решения.

Проблемы с реализацией лежат не только в технической плоскости. Больше всего времени у компаний подчас уходит на то, чтобы уяснить, какое же бизнес-решение им все-таки необходимо. И только после того, как ответ найден, они начинают настройку системы. На настройку приходится, пожалуй, лишь 20% всего времени и всех затрат на реализацию. Главное - ответить на вопрос, какое решение будет актуальным завтра, и каким образом вы обеспечите ему поддержку.

Пользователи жалуются, что новые версии R/3 появляются слишком часто. Это, безусловно, способно сбить с толку. Очередная рыночная версия, о которой мы говорим, приведет клиентов в еще большее замешательство?

Я прекрасно их понимаю, так как мы проводим много консультаций по вопросам изменений в планировании бизнес-процессов (business process re-engineering, BPR) реализации R/3. Да, я понимаю людей, которые утверждают, что изменение ПО повлияло на их решение о покупке сильнее, чем внутренние потребности их организации. Но мир информационных технологий движется вперед, и производители ПО должны думать о том, каким образом на их работе скажется, например, развитие Internet. Вот почему приходится создавать новые версии хотя бы для некоторых модулей, к примеру, модулей управления продажами.

С другой стороны, если сегодня производители ПО предлагают на рынке ту же самую систему, что и три года назад, и при этом не учитывают возможностей Internet - клиентам это тем более вряд ли понравится. Пользователи могут чувствовать себя растерянными по двум причинам. Одна - это изменения в технологии, другая - новые идеи, касающиеся управления, например BPR.

А производители ПО должны не только принимать новую философию, но и преобразовывать ее в новые функциональные возможности своих систем.

В последнее время SAP старается заинтересовать системой R/3 средние и мелкие предприятия. Может ли небольшая фирма сохранять уверенность в том, что ей будет выгодна реализация R/3, не рискуя запутаться в ее сложностях?

Целью разработки R/3 было создание системы для предприятий среднего размера, и когда компания SAP формировалась, R/3 должна была создаваться как решение для AS/400. Но в процессе работы появилось Unix-ориентированное решение, не имеющее ничего общего с AS/400, а его пользователями оказались крупные предприятия, которые стремились к децентрализации и внедрению архитектур клиент/сервер. Так что результат, как мы видим, был достигнут прямо противоположный тому, что предполагалось вначале. Я думаю, что, удовлетворив потребности крупных фирм, SAP просто обязана обратиться к средним - ведь они представляют собой огромный рынок.

Здесь возможны два подхода. Во-первых, средние компании могут работать с независимыми компаниями или системными интеграторами, которые знакомы со спецификой различных отраслей промышленности и в состоянии приспособить R/3 к определенному типу отрасли. Во-вторых, можно облегчить настройку системы R/3 в целом и разработать стандартные решения для специфических отраслей, особенно с учетом новой стратегии продажи модулей. Будут созданы эталонные модули для отдельных отраслей, и с их помощью любая компания получит возможность прямой реализации системы R/3

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями